спрашивает: Лариса (Волгоград)
У меня умер муж, через два года встретила мужчину, прожили два года и он умер. Знаю, надо жить и есть для кого. Не могу справиться, хочется забиться в нору и не вылазить. Как жить дальше?

Ответы и советы психологов
Психолог, психотерапевт
Здравствуйте, Лариса.
Вам надо отгоревать смерти Ваших мужей. Именно непрожитое горе создает состояние, которое Вы описываете. Только пройдя все стадии горевания, у Вас появится ресурс, найдутся смыслы и можно будет жить дальше.
Психолог, семейный психолог, клинический психолог
Лариса, жизнь и смерть в руках Бога. Только Он знает почему человеку пора оставить земную жизнь и уйти в вечность. В атеистическом понимании все выглядит ужасно и бессмысленно. Для верующего человека - смысл огромен. Бог забирает человека либо когда он уже готов, то есть достиг вершины своего развития как личности в хорошем смысле, либо когда дальше может наступить спад и человек потеряет себя, что приведет к грустной загробной участи.
Мы все умрем, это неизбежно. Но связь с усупшими у нас остается и мы можем помочь им и себе не слезами и отчаянием, а действием. Потому что любовь - это действие. Действие в этом случае - молитва. Через нее мы облегчаем участь человека в мире ином, особенно если он умер без подготовки, без исповеди и Причастия. Для этого Церковь установила специальные службы в помощь усопшим - панихида, неусыпаемая псалтирь (можно заказать в монастырях), добрые дела и милостыня тоже очень помогают душам ушедших людей, если человек делает это в память о них. Да и своей душе Вы через это очень поможете, Вы обретете силы и смысл.
Более подробно о страхе смерти и ее переживании читайте в моей статье "Как победить страх смерти? 7 практических советов" здесь - https://psiholog.ru/article/3304
Буду рада помочь Вам более эффективно через консультацию! Не унывайте!
Психолог
Здравствуйте Лариса, вам необходимо прожить горевание в терапии. Буду рада помочь.
Психолог, семейный психолог, сексолог
Лариса,
Каждый человек имеет собственный характер. Кто-то способен пережить потерю любимого в короткие сроки, кому-то требуются для этого годы. До недавнего времени психологи считали, что после смерти дорогого человека родственник проходит 5 этапов: шок, отрицание, осознание, принятие, успокоение. Однако в наши дни практически каждый психолог скажет, что данная теория не совсем верна. Нельзя разделить страдания на этапы, поскольку в этот период человек испытывает целый ряд чувств, эмоций. Они могут повторяться, сменяться другими. Со временем человек успокаивается. Как пережить смерть единственного ребенка супружеской паре? Каждый человек воспринимает горе и переживает его по-своему.
Вылечить боль невозможно. Но обуздать ее, притупить, научиться отвлекаться – вполне реально. Здесь все способы хороши:
1. Выражайте свое горе в творчестве. Напишите стих в честь любимого, нарисуйте картину, вышейте икону бисером.
2. Нагружайте себя физически. Это может быть спорт, постройка дома или дачи, облагораживание участка. Большие нагрузки притупляют эмоции.
3. Делитесь своей болью. Нужно обязательно найти человека или людей, которые могут разделить с вами горе. Если среди близких вы не находите понимания, начните общаться в интернете.
4. Обратитесь к врачу за назначением успокоительных препаратов. Специалист сможет подобрать лекарство, помогающее стабилизировать эмоциональный фон. Вам будет легче держать себя в руках, уменьшится боль, нормализуется сон, исчезнут другие признаки стресса.
5. Не прибегайте к помощи алкоголя, наркотических веществ, не принимайте серьезных препаратов без назначения врача. Эффект от этих способов может быть прямо противоположным.
6. Начните помогать нуждающимся. Нерастраченную любовь к мужчине можно использовать во благо. Помогите малышам из детского дома, никогда не знавшим родительского тепла. Накормите бездомного, сделайте пожертвование в фонд помощи больным детям, позаботьтесь о животных или одиноких стариках.
7. Напишите письмо мужчине. Изложите все то, что вы ему хотите сказать на бумаге, а затем сожгите ее. Пишите столько, сколько нужно для облегчения боли.
8. Отвлекайтесь. Смотрите комедийные фильмы, читайте книги, готовьте сложные блюда, затейте ремонт или найдите любое другое занятие, которое отвлекает от тягостных мыслей хотя бы ненадолго.
9. Ложитесь спать вовремя, регулярно принимайте пищу. Вы должны делать это через силу. Правильное питание и сон помогут быстрее оправиться от горя за счет уменьшения в крови гормонов стресса.
Если вам понадобится выговориться и помочь выстроить новую линию жизни без него, обращайтесь
Психолог
Коррекция поможет Вам.