спрашивает: Елена (Саратов)
Уважаемые специалисты! Обращаюсь к вам со следующим вопросом.
У меня есть племянница, 17 лет, студентка колледжа. Своих детей у меня нет, семьи сейчас тоже, поэтому сложилось так, что всегда между нами были очень близкие, доверительные отношения, заботилась о ней. Не буду утверждать, что я для нее "как мать", но действительно всегда в ее жизни принимала очень большое участие. Особенно после того, как 6 лет назад (ей тогда было 11) умер ее отец - мой брат. Учитывая, что ее мать женщина довольно безучастная (в материальном плане заботится о ней, обеспечивает, но эмоциональная близость отсутствует), а сейчас строит отношения с другим мужчиной (привела его в дом, несмотря на протесты дочери и других родственников), то все важное племянница рассказывает мне, обсуждает со мной.
У нее большие проблемы в построении отношений с друзьями - сначала с подругами, а теперь это касается и отношений с молодыми людьми. Она очень требовательна. Если сходится с человеком, то начинает его всецело контролировать, устраивать "сцены ревности" (не туда сел, не туда посмотрел и т.д.). В результате ссоры, скандалы, слезы.
Сейчас вот у нее отношения с парнем из группы. Ну как отношения? Секса там, насколько я знаю, не было (учитывая, что она мне рассказывает ВСЕ, думаю так оно и есть, и вообще она опыта интимных отношений пока не имеет). Парень этот то ли гей, то ли би - открыто об этом заявляет и всячески дает ей понять, что ничего, кроме дружбы у них быть не может. Рассказывает (специально, наверное) про всех своих мальчиков (существующих или выдуманных...). Но при этом общаются они довольно тесно. Он в общем-то как к подруге к ней тяготеет. Но постоянно с ее стороны сцены ревности, скандалы, слезы.
Очень ушла в эти отношения. Все разговоры об их взаимоотношениях, разборках. На словах вроде бы соглашается, что он просто друг, а на деле только и живет всем этим... Страдает учеба, не хочет вникать в предметы, а сейчас пошли профессиональные дисциплины. В планах было поступление в университет после колледжа (т.к. колледж вузовский), сейчас все под вопросом.
Пытаюсь объяснять, что нет перспективы данным конкретным отношениям (в силу его "малопонятной ориентации"...), и вообще в целом нельзя так ревновать людей, "вцепаться" в них. Но как-то слабо получается.
Проблема еще в том, что эмоционально и психологически она меня уже просто "отравила", потому что все это приходится слушать исключительно мне. Я не могу ее бросить, сказать, что не буду слушать, выговариваться ей некому. Но и конструктивно помочь ей не могу. Сама уже от этих всех рассказов впадаю в невроз. Очень устала!
Знакомый психолог говорит, что надо учиться жить для себя, заботиться о себе. Говорит, что если я сама вся буду "издерганная", то и племяннице ничем не помогу. Говорит, что слушать, конечно, надо и разговаривать надо, но как-то хотя бы "через раз". Но не очень получается следовать его советам...
Уважаемые психологи, что, по вашему мнению, посоветовать племяннице? И как себя поберечь?
Заранее спасибо!

Ответы и советы психологов
Психолог, семейный психолог, сексолог
Елена, вам нужно определить для себя Роль. В качестве кого вы помогаете девочке. Вы выполняете роль Мамы или Подруги? Или Психолога?
Чтно поанализируйте и выберите для себя того, кем вы для нее являетесь.
Люди иногда, бывают очеь токсичными. И , судя по описанию , вашего душевного состояния, она вами пользуется.
Вам сложно ставить границы дозволенного общения с вами. _Этому можно научиться.
Так же нужно научиться методам экологичного сброса полученного негатива. Иначе, у вас самой могут начаться внутренние сложности.
Если самостоятельно у вас не получится разобраться и научиться, обращайтесь.
Психолог, семейный психолог, клинический психолог
Елена, Вы себя очень инвестировали в отношения с племянницей и это можно понять, потому что Вы видимо человек добрый и сердечный, но своих детей у Вас нет. Даже если бы и были, думаю Вы жалели бы племянницу.
Проблема в том, что девочка травмирована. Отца нет как мужского примера (отсюда влечение к немужественному парню), мать эмоционально недоступна. У девочки скорее всего синдром отверженности и внутреннее сиротство. Вы ей не замените родителей. У таких людей склонность к зависимым отношениями, низкой самооценке (ревность оттуда) и тяга к недоступным людям (повторяется сценарий с недоступными родителями и попытка получить любовь). Пока она сама не захочет работать с этим, Вы ей не поможете. Только психолог при ее желании. Поговорите и предложите ей это. Если не захочет - ее выбор. Она сама несет ответственность за свою жизнь, потому что уже взрослая.
Что касается Вас, то стоит жить своей жизнью, полюбить себя. Любовь к себе (и к другому человеку) состоит из 3-х составляющих: уважение, забота, страсть (как вдохновение). Итак прежде чем строить отношения с другими, человек должен полюбить себя (не стоит путать с эгоизмом, т.к. это противоположность любви к себе!), то есть испытывать к себе Уважение (понимать что он — личность и не обесценивать никакие свои чувства, мысли, желания, способности и достижения, даже самые маленькие), Заботу (сюда входит понимание того, что Вы готовы и не готовы терпеть, что Вам нравится, а что не нравится, как построить комфортные вам личные границы, как отдыхать, как поощрять себя и т. д. - все это касается душевного, психологического и физического состояний) и Страсть (как вдохновение). В русском языке значение этого слова очень ограничено к сожалению, часто несет негативный оттенок. Эта часть любви отвечает воодушевление, вдохновение (к своему делу, профессии, внешности, когда они Вас радуют и воодушевляют). Все это безусловно в здоровом ключе. Это закладывается с детства, и так же с детства разрушается неконструктивным воспитанием и детскими психологическими травмами.
Если не иметь этого навыка гармоничного сосуществования с собой, здоровой любви к себе, то построить гармоничные отношения тоже не получится. Ни личные, ни дружеские. Просто потому что у человека нет понимания себя, и он не знает по каким критериям оценивать и понимать, что его партнер, друг или близкий человек действительно испытывает к нему уважение, заботу, страсть, то есть как понимать, что он любит его. И как самому понять, любит ли он в ответ.
Проанализируйте любовь к себе по всем трем параметрам. Шкала 1-10. Важно сделать это честно, чтобы картина была ясной.
Чтобы полюбить себя надо найти корень проблемы, какие именно, когда и как были Вам привиты вредные мешающие Вам установки. Это делается на диагностической консультации с помощью проективных техник онлайн, которая также поможет выработать практические шаги для улучшения ситуации. Не унывайте! Все в Ваших руках. У Вас одна жизнь и Вы можете прожить ее полноценно и радостно! Буду рада помочь Вам!