спрашивает: Стефания (Казань)
Сейчас я учусь на 4 курсе университета, впереди написание диплома и выпуск. Морально выжата как лимон, учеба, которая раньше нравилась, сейчас кроме тревоги ничего не вызывает. Изо дня в день делаю только то, что надо, а не то, чего я хочу. Спрашиваю себя,а чего я хочу и…нет ответа. В видео о психологии говорят, что нужно вспомнить то, чего хотелось в детстве. Но я не помню. Всегда есть ответ на то, чего я НЕ хочу, а вот на обратный нет. Помогите(((

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте, Стефания!
Вы сейчас все свои ресурсы направили на учебу. Это действительно требует много сил! В идеале - нужно позволять себе отдыхать, чтобы ваше тело и душа успевали наполняться ресурсами для решения текущих задач. Судя по всему, вы не задавались этим вопросом и выжали из себя почти все. И да, тревога за результат учебы поглощает. Надо успокоится и принять идею о том, что я делаю все возможное и приму свой результат какой бы он не получился. Я все равно молодец! Затем дать себе передышку, побаловать сладостями, сном, прогулкой. Просто отключить мозг от переживаний и учебы на полчаса в день. Эти меры дадут вам увеличение ресурса.
Когда придете в себя, увидите, что все получается, не все так страшно, а жизнь прекрасна!
Психолог, семейный психолог, сексолог
Стефания, пока вы находитесь в состоянии Минуса, вы и мыслите в минусе. Для того, чтобы мыслить в Плюсе, нужн ресурсено быть в Плюсе.
Поэтому вы и знаете, что Не хотите, а обратное не можете представить.
Поэтому нужно работать с переходом из минуса в ноль, а потом в плюс.
Начните с работы с эмоциональным состоянием.
Вы эмоционально "выгорели".
С точки зрения психосоматики, от выгорания страдает тот, у кого в детстве были плохие отношения с родителем того же пола. Такая ситуация в семье становится фундаментом многих проблем. Ребенок всеми силами старается заработать внимание родителей, заслужить их любовь. И продолжает делать это, став уже взрослым. Например, переносит на начальника роль своего родителя и пытается заслужить его любовь или хотя бы признание своих заслуг. Если этого не происходит, самооценка падает, вера в себя испаряется. Возникает ощущение тщетности усилий.
1. Помогаем внутреннему ребенку. Как родитель выражает любовь? В основном, через тело: ласковые прикосновения, поглаживания, объятия. И это первое, что вы можете сделать самостоятельно. Уделите внимание своему телу. Сделайте самомассаж. Растирание тела щеткой снизу вверх очень хорошо действует на лимфу. Другой вариант — похлопывания по меридианам, которые идут по рукам и ногам сверху вниз и снизу вверх. Можно просто помассировать шею и плечи в тот момент, когда вы почувствовали себя усталым посреди рабочего дня.
2. Оставляем рабочие проблемы на улице. Как? С помощью одежды. Возвращаясь с работы домой, переодевайтесь. Сразу. В любимое, удобное и красивое. Ритуал переодевания может включать или выключать ту роль, которая для вас так энергозатратна. Если у вас на работе есть сменная обувь, то переобувание в конце дня может стать этим самым ритуалом: заканчивая работу, вы снимаете «рабочую» обувь, и вместе с ней оставляете в офисе все рабочие проблемы. Так же и дома. Надевая домашнюю одежду, вы словно включаете ту роль, которая нужна в данный момент: хозяйки, мамы, любимой жены.
3. Медитируем. Это ежедневная практика очищения ума. Именно беспокойный ум создает напряжение, которое вытягивает все наши силы. Уделите этому внимание.
Если этой самостоятельной работы вам будет недостаточно, приглашаю вас на консультацию, чтобы определить истинную причину и проработать ее.
Психолог
Здравствуйте, Стефания! Очень понимаю Ваше состояние. Выгорание, выжатость как лимон - тяжелое явление в жизни. Тем более Вам тревожно, поскольку это только начало нового учебного года, и вся учеба впереди может казаться неподъемной ношей.
И, конечно, если даже трудно понять, чего же хочешь, а только "не хочу", то откуда взять силы, ресурс.
Из малого. При выгорании зачастую даже минимально приятные действия превращаются в автоматические и, значит - незаметные.
Если попытаться заострять на них хотя бы минимальное произвольное внимание - и получать от этого такую же, хотя бы, минимальную радость, удовольствие, это поможет в дальнейшем продвинуться до более крупных "хочу", а потом - и "могу".
Например, чашка кофе. Пусть это будет 5 минут времени, но каждый день. И это будет Ваше время, Стефания, только Вас и Вашего теплого помощника - чашки кофе. Растворитесь в ней. Виртуально.
Любимая мелодия в наушниках - пусть она длится всего 2 минуты, но по дороге в университет и домой - это тоже Ваш помощник, ежедневный, который всегда с Вами. Слушайте и просто в моменте чувствуйте то, как Вам приятна эта мелодия.
Красивый куст или дерево по дороге - просто обратите на него внимание. Он тоже есть в Вашей жизни, и он - помощник. Может, он похож на Вас, осенний, усталый.
Но Вы же помните, что весной он расцветет.
А сейчас его заботливо укроет снегом.
И так же заботливо Вы можете укрыться перед сном одеялом и сказать себе:"Я сегодня сходила туда-то, сделала то-то, пусть это мало, но я - сделала. Значит, я - молодец".
Если делать такие простые вещи каждый день, но не автоматически, а именно - лишь слегка и почти без усилий притормозив гонку жизни на вот эти минимальные минуты, если не секунды произвольного внимания на теплых, добрых мелочах, то эти малые шажки будут помогать потихоньку оживлять Ваши уже более важные и осознанные желания.
Психолог
Здравствуйте, Стефания!
То что Вы чувствуете себя "выжатой как лимон" может быть симптомом эмоционального выгорания. Этот симпотом говорит о том что у Вас нарушен баланс труда и отдыза и Ваш организм демонстрирует истощение. В свою очередь это может запускать психологические механизмы самопомощи и снижать интерес к деятельности в которой Вы истощили себя. Рекомендацией здесь будет - организация качественного отдыха (сон, переключение на другую детельность), умеренные кардионагрузки (лучше всего гулять на свежем воздухе). Если баланс восстановится то и симптомы выгорания  исчезнут.
Вы говорите что Вас беспокоит то, что изо дня в день делаете "то что надо а не то что хочу". Это может быть связано и с нарушением баланса, описанным выше и еще может быть связано с тем что Вы не знаете, какое дело будет Вам по душе. Есть эффективный способ найти дело по душе, но в формате текстового ответа я не смогу Вам его передать или объяснить как это сделать. Я помогаю многим людям найти свою любимое дело, призвание в формате консультаций. Если интересно, обращайтесь!
Психолог
Здравствуйте,Стефания.
Вопрос не знания Вами своих желаний-это вопрос не сформированной в детстве идентичности(кто я и чего хочу).В норме,эффективно ,для решения данного вопроса поработать в личной разговорной терапии в ближайшие годы.Что бы,сначала принять себя классной и хорошей,а,как следствие,у Вас появятся новые ощущения,чего Вы хотите.Другой вариант-просто,жить методом проб и ошибок.Менять работу и интересы до тех пор,пока почувствуете интерес к тем делам,которые делаете.
Психолог
Здравствуйте, Стефания.
Предположу, что вы очень хорошая студентка, даже отличная. Именно поэтому "выжата как лимон" и учеба не в радость от усталости и выгорания. Вы так стараетесь, что не остается сил и времни на жизнь, на восполнение ресурсов, на ежедневные радости. Вы отчаянно доказываете (кому?), что вы молодец и достойны похвалы и признания? А этого не получаете? ...
Это поправимо, было бы желание. А оно у вас, судя по запросу (помогите!), есть. Дело за малым - выбрать специалиста и позволить себе быть живой и настоящей. КАК ХОТЕЛОСЬ ВАМ САМОЙ. Может и такой, как представлялось в детстве. Вспомнить - несложно. Регрессивные техники помогут вам. А еще можно оттолкнуться от "Не хочу" и прийти к "хочу". Ведь если вы точно знаете чего не хотите, значит есть и то, что желанно. А это уже про цели - как правильно из поставить, чтоб они не легли, а стали достижимы. Все найдется. Путь к себе есть у всех - у кого-то раньше, у кого-то позже. Похоже вы именно сейчас в точке, в той самой, где как в сказке: налево пойдешь..., направо - ..., прямо....  выбор за вами. И в любой сказке, как и в жизни, предусмотрены союзники.  Позвольте кому-то вам помочь: сказки - они такие сказки)) но в них сконцентрирована мудрость жизни.
Психолог, семейный психолог, клинический психолог
Добрый день, Стефания!
Непонимание себя - знак нелюбви к себе.
Любовь к себе (и к другому человеку) состоит из 3-х составляющих: уважение, забота, страсть (как вдохновение). Итак прежде чем строить отношения с другими, человек должен полюбить себя (не стоит путать с эгоизмом, т.к. это противоположность любви к себе!), то есть испытывать к себе Уважение (понимать что он — личность и не обесценивать никакие свои чувства, мысли, желания, способности и достижения, даже самые маленькие), Заботу (сюда входит понимание того, что Вы готовы и не готовы терпеть, что Вам нравится, а что не нравится, как построить комфортные вам личные границы, как отдыхать, как поощрять себя и т. д. - все это касается душевного, психологического и физического состояний) и Страсть (как вдохновение). В русском языке значение этого слова очень ограничено к сожалению, часто несет негативный оттенок. Эта часть любви отвечает воодушевление, вдохновение (к своему делу, профессии, внешности, когда они Вас радуют и воодушевляют). Все это безусловно в здоровом ключе. Это закладывается с детства, и так же с детства разрушается неконструктивным воспитанием и детскими психологическими травмами.
Если не иметь этого навыка гармоничного сосуществования с собой, здоровой любви к себе, то построить гармоничные отношения тоже не получится. Ни личные, ни дружеские. Просто потому что у человека нет понимания себя, и он не знает по каким критериям оценивать и понимать, что его партнер, друг или близкий человек действительно испытывает к нему уважение, заботу, страсть, то есть как понимать, что он любит его. И как самому понять, любит ли он в ответ.
Проанализируйте любовь к себе по всем трем параметрам. Шкала 1-10. Важно сделать это честно, чтобы картина была ясной.
Чтобы полюбить себя надо найти корень проблемы, какие именно, когда и как были Вам привиты установки, мешающие любить себя. Это делается на диагностической консультации с помощью проективных техник онлайн, которая также поможет выработать практические шаги для улучшения ситуации. Не унывайте! Все в Ваших руках. У Вас одна жизнь и Вы можете прожить ее полноценно и радостно! Буду рада помочь Вам найти все что мешает и начать жить по-настоящему!
Психолог
Здравствуйте , Стефания . Мне очень хочется вас поддержать в этот сложный, напряженный период в жизни. Создается ощущение , что вы к себе очень требовательны. На вас сейчас и так много всего навалилось, впереди экзамены, аттистационнная работа и т.д. Я даже представить не могу как в этом всем можно ещё о чем-то грандиозном мечтать , стремиться тут бы с этим как-то разобраться. Ваше желание ничего не хотеть совершенно нормально, это вполне адекватное состояние учитывая ситуацию. Максимально верным было бы позволить себе ничего не хотеть без угрызений совести и чувства вины. Побудте пока в состоянии "ничего не хочу". Пройдут экзамены,  дипломы, курсовые вы начнете эмоционально восстанавливается , наполняться и вернуться ваши амбиции, желания и стремления . Всему своё время.
Психолог
Стефания, для того чтобы понимать чего вы хотите необходимо восстановить ваш ресурс. Для этого я предлагаю своим клиентам провести экономику ресурсов: то есть подумать и выписать на что расходуется ваш ресурс и по возможности уменьшить расход, далее выписать как вы ранее или сейчас восполняли ресурс, то есть какая деятельность вас заряжает и максимально увеличить доход ресурса. Если вы понимаете, что то что вас заряжало уже сейчас не работает, то необходимо искать новые источники ресурсов. Например такие: тело (спорт, вкусная еда в наслаждение, уход за телом) ; социум (общение с людьми, новые контакты, волонтёрство) ; творчество (хендмейд, рисование, написание текстов) ; путешествия (далеко и не очень) ; природа ( леса, парки, озера, реки) ; духовность (религия, медитации, духовные практики) ; эстетика (музеи, архитектура).
Чаще всего как только восстанавливается ресурс, то сразу появляются желания и понимание чего вы хотите.
Также обратите внимание на то что у вас есть свойство держать фокус внимания на негативе, то есть на том чего вы не хотите. И так же как вы его научили понимать как вы не хотите, можно научить его понимать, а как же вы хотите. Попробуйте пофантазировать и очутиться там где вы уже знаете чего хотите и вам там хорошо. Что там происходит, чем вы такие занимаетесь?
Удачи Вам!
Психолог
Здравствуйте Стефания, можно написать список чего вы не хотите, а напротив, тоже самое противоположное по смыслу. В течении дня уделяйте своим чувствам и желаниям 10 минут. Главное записывайте. В конце дня перечитайте и посмотрите сколько своих желаний вам удалось осуществить. Это может буть что угодно начиная с чашки кофе или мороженного. Так шаг за шагом вы научитесь отслеживать свои мысли чувства и желания . Буду рада помочь на консультации разобраться более подробно с вашими ограничивающими установками и чувствами, если они есть.