спрашивает: Анна (Москва)
Доброго времени суток. Хотела бы спросить о наболевшем. У моей свекрови три сына, старший и средний (мой муж) встретили своих будущих жен в 2008 году. Квартира у свекров большая и старший брат с женой (они в этом же году сыграли свадьбу и вскоре сами стали родителями) начали жить с ними. Мы с БМ встречались ещё 5 лет, жили некоторое время там же, с родителями, а потом снимали квартиры, потому что жена старшего сына строила всех, вот только со мной у нее этого не получилось. Инна (имя старшей снохи), унижала и могла ударить разными предметами своего мужа, куда-то уходила, уезжала (не работала) оставляла свою дочь на заботу бабушки и дедушки. Как бы она себя не вела, свекровь всегда продолжала относиться к ней с добротой, всегда и во всём под нее подстраивалась. Бабушка и дедушка вырастили внучку сами. Старший брат уехал работать в другой город и появлялся дома редко, его жена за ним ехать не захотела, хотя он звал её с дочерью. Мы с мужем часто сидели с племянницей, потому что своей маме, она как будто бы была не нужна. Как то раз, свекровь прийдя с работы не смогла взять на руки внучку, попросила у снохи помыть сначала руки, та ушла в комнату, хлопнула дверью а на следующий день, собрала вещи, ребёнка, мужа и уехала. Больше месяца она не брала трубку от свекрови, к тому же запретила это делать своему мужу, свекровь, помню, сильно плакала. В свои 47 лет неожиданно, в больнице умирает моя мама, и мы с мужем переезжаем из съемной квартиры, к моему папе. В этом же году у нас рождается дочь. У меня послеродовая депрессия во всей красе, я не знаю что и как делать с ребенком, свекровь не приезжает и не звонит. На пол года раньше, у младшего брата мужа, родилась дочь и они переехали жить к свекрам. Когда моей дочке исполнился месяц, я попросила мужа самим съездить на пару дней к свекрови, что бы немного отдохнуть и посоветоваться с ней. Мы приехали (час езды), свекровь открыла нам дверь с полугодовалой внучкой на руках и те два дня что мы гостили, из рук не отпускала, младшая сноха по характеру попалась не лучше старшей и свекровь так же выполняла все, что она ей говорит (старшие к этому времени переехали в своё жильё). Я уехала с обидой и слезами на глазах. Ведь я сама приехала за помощью, но сначала всё делали для старшей снохи а теперь для младшей...а где я? Чем я хуже? Я единственная из них всегда уважительно к ней относилась, жалела её в том, что они так с ней. А в ответ, какое то равнодушие, мол эти характерные дамы, а я простушка, воспитанная, которая никогда и не выскажет своих обид.
Через год, родила вторую дочь старшая сноха и свекровь жила на два дома, помогала с двумя внучками. А я опять не у дел. Живу с папой и мужем, они с утра до ночи на работе, пришли и спать, а мы постоянно одни с дочкой. На сегодняшний день, свекровь продолжает часто приезжать и жить у страшней снохи, её дочкам 15 и 7 лет, но как только её муж уезжает по работе , а бывает это очень часто, свекровь вынуждена быть здесь до его приезда, она убирает в квартире, готовит еду, стирает и следит за внучками. Мы живём в 10 минутах езды, моей дочери 8 и она задаёт вопросы, почему бабушка так часто с ее сестрами, а с ней редко...Старшая сноха с возрастом только хуже стала, оскорбляет перед свекровью её сына, грозиться выгнать, потому что по брачному договору всё принадлежит ей. Свекровь жалуется мне, когда раз в полгода вынужденно зайдет ко мне в гости, я её жалею, но и обида моя не проходит. Я не могу отвезти к ней в гости свою дочь, потому что она живёт указами старшей снохи, а та наслаждается таким положением вещей и злорадствует, что все будет, как она скажет, а я мол бедная овечка. Злость, грусть, разочарование и ещё много чувств внутри и каждый новый поступок свекрови, когда она в очередной раз выбирает не меня и свою внучку, а ту, которая всю жизнь ей строила козни и ни во что не ставила и продолжает это делать. Ну не могу я этого понять и простить тоже. Прошу извинить, что так много букв и слов, спасибо за ваше внимание.

Ответы и советы психологов
Психолог
Добрый день. Вы проецируете на свекровь образ матери и пытаетесь от нее получить ту любовь, которую не получили от своей в свое время. Нужно перестать ждать от нее того, чего она вам дать не может, подумать о себе и о том, где и как вам комфортно, а не делать все ради нее. Если вы не хотите, вы можете не выслушивать ее жалобы, а она не обязана к вам относиться так, как вы этого хотите. Вы можете поговорить со своей свекровью и сказать ей о своих чувствах и и о том, что вас не устраивает, но это ее право жить именно так. И это ваше право не понимать и не прощать ее. Вас беспокоит, что выбирают не вас, а это требует проработки со специалистом.
Психолог, семейный психолог, клинический психолог
Анна, почему кто-то (в данном случае) свекровь поступает с Вами каким-то образом психолог ответит вряд ли, потому что мы не читаем мысли. Только она сама может ответить на этот вопрос.
На самом деле более важно то, почему Вы с собой поступаете определенным образом. Вы ждете от других людей (свекрови) любви, признания. Но проблема в том, что Вы так ищете этого, потому что не любите себя саму. Люди относятся к нам так, как мы сами к себе относимся потому что считывают автоматически эту невербальную информацию с нас. Вы себя не любите и не цените, так к Вам и относятся.
Любовь к себе (и к другому человеку) состоит из 3-х составляющих: уважение, забота, страсть (как вдохновение). Итак прежде чем строить отношения с другими, человек должен полюбить себя (не стоит путать с эгоизмом, т.к. это противоположность любви к себе!), то есть испытывать к себе Уважение (понимать что он — личность и не обесценивать никакие свои чувства, мысли, желания, способности и достижения, даже самые маленькие), Заботу (сюда входит понимание того, что Вы готовы и не готовы терпеть, что Вам нравится, а что не нравится, как построить комфортные вам личные границы, как отдыхать, как поощрять себя и т. д. - все это касается душевного, психологического и физического состояний) и Страсть (как вдохновение). В русском языке значение этого слова очень ограничено к сожалению, часто несет негативный оттенок. Эта часть любви отвечает воодушевление, вдохновение (к своему делу, профессии, внешности, когда они Вас радуют и воодушевляют). Все это безусловно в здоровом ключе. Это закладывается с детства, и так же с детства разрушается неконструктивным воспитанием и детскими психологическими травмами.
Если не иметь этого навыка гармоничного сосуществования с собой, здоровой любви к себе, то построить гармоничные отношения тоже не получится. Ни личные, ни дружеские. Просто потому что у человека нет понимания себя, и он не знает по каким критериям оценивать и понимать, что его партнер, друг или близкий человек действительно испытывает к нему уважение, заботу, страсть, то есть как понимать, что он любит его. И как самому понять, любит ли он в ответ.
Проанализируйте любовь к себе по всем трем параметрам. Шкала 1-10. Важно сделать это честно, чтобы картина была ясной. Скорее всего сейчас все окажется очень низким.
Чтобы полюбить себя надо найти корень проблемы, какие именно, когда и как были Вам привиты установки, мешающие любить себя. Это делается на диагностической консультации с помощью проективных техник онлайн, которая также поможет выработать практические шаги для улучшения ситуации. Не унывайте! Все в Ваших руках. У Вас одна жизнь и Вы можете прожить ее полноценно и радостно. Но для этого надо поработать над собой и стать самоценным и самодостаточным человеком. Тогда отношение окружающих к Вам изменится, и только тогда. Буду рада помочь Вам!
Если мой ответ был Вам полезен - можете оставить отзыв на моей странице!
Психолог, семейный психолог, сексолог
Анна, вы не можете повлиять на выбор другого человека. При этом вас стоит понимать, что Человек ничего не делает просто так. И если она терпит унижения от снохи, значит Выгоды, которые она получает, более весовмые, чем оскорбления ее и указки.
А вам не стоит быть Пластырем от проблем и обид. Тем самым вы только себя расстраивите.
А дочке можно сказать, что бабушка ее люит, и навести, когда будет возможность.