спрашивает: Светлана (Краснодар)
Пять лет назад продала родительскую квартиру. Читала, что через три года привыкнешь. Ничего не получилось. Квартиру не полюбила, район тоже. В той квартире осталась вся моя жизнь. Ощущение предательства - что я предала свой дом, своих родителей. Чувство вины. Мне больно думать, что там теперь чужие люди. За пять лет ни разу не прошла даже мимо своего Дома. Живу здесь как эмигрантка. Я всё это задумала, чтобы помочь сыну, но не помогла. Я думала, что он продаст своё ветхое жильё, я добавлю то, что осталось от продажи, и он купит квартиру. Не продал. Не купил. Жертва оказалась напрасной. Квартира эта на первом этаже, есть маленький палисадник. Мне говорили: главное - это земля. Не подумала - зачем мне, горожанке в седьмом колене, нужна эта земля? Там у меня был балкон, которого мне хватало для общения с природой. Теперь у меня перед окном зарастающий сорняками участок этой проклятой земли, которая "главное" , что не прибавляет настроения, и увеличивает чувство вины. Первое время старалась как-то украшать квартиру, что-то улучшать. Не помогло. Я её не люблю! И не полюблю... Мне даже поговорить об этом не с кем. Все меня осуждают, говорят, что я сделала глупость. Я и сама это знаю. Я не знаю, что сделать, чтобы стало немножко легче жить, чтобы примириться с утратой Дома и со своей роковой ошибкой. И с этим новым домом. Не хочется жить уже - не только в этой квартире - а вообще.

Ответы и советы психологов
Психолог, семейный психолог, клинический психолог
Светлана, Вам надо прежде всего простить себя и перестать себя наказывать.
Из описанного Вами видно следующее:
1) Нет сепарации с сыном и возможно продолжается гиперопека над ним. Надо дать ему возможность строить свою жизнь самостоятельно, если он совершеннолетний и дееспособный человек.
2) У Вас чрезмерная привязанность к родителям, чувство вины перед ними (ложное). Если Ваших родителей нет в живых, то им нужен не старый дом, а молитвы за них. Особенно если они перешли в мир иной без подготовки, без исповеди и Причастия. Через молитву за них Вы поможете им и себе. Жизнь не в старых стенах.
3) У Вас негативное мышление Жесткий Критик внутри, что не дает Вам видеть хорошее, что у Вас есть. Каждому Бог дает что-то свое и это надо ценить. Недаром мудрость гласит "Благодари Бога за то, что есть и Он даст тебе то чего нет". Часто ли Вы благодарите Его? Давно ли были в храме и молились за себя, за сына?
4) Уныние - это следствие отсутствия связи с Источником жизни - Богом. Человек, не идущий вперед, всегда идет назад. Укрепить дух может только Бог, потому что Он - бесконечный источник сил. Стоит сходить в храм и когда будете готовы исповедоваться. Вам станет намного легче и Вы это сразу почувствуете. Проверяется это легко опытным путем.
5) Если место невыносимо для Вас, можно его сменить на более приятное Вам. Наверняка варианты есть. Если Вам кажется что их нет - молитесь святому Спиридону Тримифунтскому. О чудесах этого святого в поиске жилья можете почитать здесь - https://pravoslavie.ru/66959.html
6) Важно восстановить любовь к самой себе.
Любовь к себе (и к другому человеку) состоит из 3-х составляющих: уважение, забота, страсть (как вдохновение). Итак прежде чем строить отношения с другими, человек должен полюбить себя (не стоит путать с эгоизмом, т.к. это противоположность любви к себе!), то есть испытывать к себе Уважение (понимать что он — личность и не обесценивать никакие свои чувства, мысли, желания, способности и достижения, даже самые маленькие), Заботу (сюда входит понимание того, что Вы готовы и не готовы терпеть, что Вам нравится, а что не нравится, как построить комфортные вам личные границы, как отдыхать, как поощрять себя и т. д. - все это касается душевного, психологического и физического состояний) и Страсть (как вдохновение). В русском языке значение этого слова очень ограничено к сожалению, часто несет негативный оттенок. Эта часть любви отвечает воодушевление, вдохновение (к своему делу, профессии, внешности, когда они Вас радуют и воодушевляют). Все это безусловно в здоровом ключе. Это закладывается с детства, и так же с детства разрушается неконструктивным воспитанием и детскими психологическими травмами.
Если не иметь этого навыка гармоничного сосуществования с собой, здоровой любви к себе, то построить гармоничные отношения тоже не получится. Ни личные, ни дружеские. Просто потому что у человека нет понимания себя, и он не знает по каким критериям оценивать и понимать, что его партнер, друг или близкий человек действительно испытывает к нему уважение, заботу, страсть, то есть как понимать, что он любит его. И как самому понять, любит ли он в ответ.
Проанализируйте любовь к себе по всем трем параметрам. Шкала 1-10. Важно сделать это честно, чтобы картина была ясной.
Чтобы полюбить себя надо найти корень проблемы, какие именно, когда и как были Вам привиты установки, мешающие любить себя. Это делается на диагностической консультации с помощью проективных техник онлайн, которая также поможет выработать практические шаги для улучшения ситуации.
Не унывайте! Все делается со смыслом, значит это произошло по причине, которая может и непонятна Вам сейчас, но важна и Вы поймете ее позже. Если нужна поддержка и захотите проработать ложное чувство вины и другие внутренние проблемы - я буду рада помочь Вам!
Если мой ответ был Вам полезен - можете оставить отзыв на моей странице!
Психолог
Здравствуйте, Светлана!
Позвольте Вас поддержать! Дейсвительно, как страшно оказаться с ощущением, что у меня больше нет дома хотя по факту он есть. Такое внутреннее сиротство.
Вы одиноки?
Слышится, что главной темой, что заставялет вас страдать, явлется не сама бетонная коробочка, а то, что вы связывали с темой жилья.
А связывали вы:
1) то, что сын "примет жертву", что будет благодарен и счастлив
2) в прошлой кваритре все  было родным для вас, и те стены, те воспоминания ограждали вас от одиночества, давали иллюзию, что вы не одна.
А сейчас вас будто заставили резко прозреть и вы увидели, что вы- одна. Что сыну жертва оказалась нее нужна. Совсем.
Нет ли мысли, что и Вы ему не нужны?
Какие у вас отношения с сыном?
Почему вам пришла в голову идея улучшить его жилье? Вы говорили с ним об этом? Почему план сорвался?
Сколь лет сыну? Есть ли у него свя семья?
Есть ли у вас супруг, другие дети?
Чувсвууете ли вы себя брошенной и одинокой?
Кто эти "милые" все, кто говорит, что вы совершили ошибку? От кого исходит этот океан "поддержки"?
Ответьте мне на почту ( savina.moscow@gmail.com  )    на все мои вопросы и мы там продолжим общение для обоюдного удобства, если хотите..
С уважением,
Анна Михайловна
Психолог
Светлана, здравствуйте! Возможно продать это жилье?
Психолог, семейный психолог
Светлана, здравствуйте!
предполагаю, что не о квартире Вы жалеете , а о другом. То что получилось с квартирой, это символ Вашего отношения к себе . Вы пишите, что квартиру продавали ради сына, хотели ему помочь и сделали жертву , купили эту квартиру потому что люди сказали, что главное земля под окнами . Вину ощущаете перед родителями, снова больше думаете не о себе. Светлана, Вы много думаете о других и совсем мало о себе . Мало слушаете свой внутренний голос, что хорошо Вам? Как удобнее для Вас? Возможно даже не умеете себя слушать . Грустите и печалитесь о старой квартире , родительский дом , скорее всего, в детстве там Вам  было все понятно и уютно, вот и тоскуете по этому состоянию.  Светлана, Вы тоскуете по старому жилью и состояние Ваше от тоски ухудшается, пора выходить из этого состояния. Как видно , вошли Вы в него из-за того, что думали больше о других, чем о себе , значит для того чтобы выйти из этого состояния, надо начать думать о себе . Начинайте прямо сейчас , хоть в маленьких действиях , что Вам хочется, это надо делать , хоть поход в театр или общение с друзьями или чтение интересной книги, все что угодно. А затем надо будет подумать над тем, менять ли эту квартиру , ведь это вполне реально , продать ее и купить более удачную.
с уважением,
Елена
Психолог, семейный психолог, сексолог
Светлана, когда вы делали обмен, вы же руководствовались какими то Плюсами от покупки? Что это были за выходы, которые вы получили?
Вспомните их и ставьте акцент на них, благодаря которым вы приняли решение соверщить эту сделку.