спрашивает: Иван (Москва)
Здравствуйте, тревожит проблема в отношениях следующего характера:
Моя жена сейчас обучается на последнем курсе магистратуры самого тяжёлого университета, где преподаватели сильно издеваются над студентами. У моей жены со времён школы вбит родителями "синдром отличницы". Она не может пустить учебу на самотёк, "забить" где-то на оценки или не сделать дз. Она очень сильно морально устала от учебы. Недавно она захотела опаздать на пару, мы начали смотреть сериал, сказала что ей скоро выходить через 5 минут, мы смотрели его дальше, но я случайно посмотрел на время, увидел, что 5 минут прошло, остнаовил сериал и сказал: ты опаздаешь. Она обиделась на то, что я вместо того, чтобы помочь ей забить на этот университет, указал на время и то, что пора выходить. Я ошибся, но было поздно, извинялся. Но это уже ничего не значит, она обиделась и не разговаривает со мной. Она считает, что я не мужчина и не могу помочь ей избавиться от этого синдрома.

Ответы и советы психологов
Психолог, семейный психолог, сексолог
Иван, личная терапия супруги и психолога позволит избавиться от этого синдрома. Ведь корнями он уходит в детство и детско-родительские отношения, поэтому рабора и разговор нужнн с ней  в той области жизни.
Психолог, семейный психолог, клинический психолог
Иван, жить такому человеку очень тяжело и тяжело жить его близким. Причина - нелюбовь к себе и установка "ты недостаточно хороша". Это одна из 12 вредных родительских установок, все из которых описаны мною здесь - https://psiholog.ru/article/3459 и здесь - https://psiholog.ru/article/3460.
Также такой человек не любит себя и не понимает что это и зачем.
Любовь к себе (и к другому человеку) состоит из 3-х составляющих: уважение, забота, страсть (как вдохновение). Итак прежде чем строить отношения с другими, человек должен полюбить себя (не стоит путать с эгоизмом, т.к. это противоположность любви к себе!), то есть испытывать к себе Уважение (понимать что он — личность и не обесценивать никакие свои чувства, мысли, желания, способности и достижения, даже самые маленькие), Заботу (сюда входит понимание того, что Вы готовы и не готовы терпеть, что Вам нравится, а что не нравится, как построить комфортные вам личные границы, как отдыхать, как поощрять себя и т. д. - все это касается душевного, психологического и физического состояний) и Страсть (как вдохновение). В русском языке значение этого слова очень ограничено к сожалению, часто несет негативный оттенок. Эта часть любви отвечает воодушевление, вдохновение (к своему делу, профессии, внешности, когда они Вас радуют и воодушевляют). Все это безусловно в здоровом ключе. Это закладывается с детства, и так же с детства разрушается неконструктивным воспитанием и детскими психологическими травмами.
Если не иметь этого навыка гармоничного сосуществования с собой, здоровой любви к себе, то построить гармоничные отношения тоже не получится. Ни личные, ни дружеские. Просто потому что у человека нет понимания себя, и он не знает по каким критериям оценивать и понимать, что его партнер, друг или близкий человек действительно испытывает к нему уважение, заботу, страсть, то есть как понимать, что он любит его. И как самому понять, любит ли он в ответ.
Это состояние и установки не дают строить здоровые отношения эмоционально и сексуальн, растить психологически здоровых детей, и жить в целом.
Чтобы полюбить себя надо найти корень проблемы, какие именно, когда и как были ей привиты установки, мешающие любить себя. Это делается на диагностической консультации с помощью проективных техник онлайн, которая также поможет выработать практические шаги для улучшения ситуации. Попробуйте с ней поговорить и убедить разобраться в себе. Если не захочет - это ее выбор. Вам останется сделать выбор, насколько Вы готовы строить жизнь с человеком, который не считает Вас мужчиной и возможно не любит Вас. Буду рада помочь Вам и ей, если она захочет того!
Если мой ответ был Вам полезен - можете оставить отзыв на моей странице!
Психолог
Добрый день, Иван. Ваша жена взрослый человек и то, что она делает выглядит как перекладывание ответственности за собственную жизнь и проблемы. Если она знает о своей проблеме то есть два варианта поведения: первый, ничего не решать, мириться с тем что оно вот так и второй, идти и решать эту проблему со специалистом. Если она хочет помощи от вас, она должна ее попросить прямо и обозначить, что именно ей нужно и какую именно помощь она хочет от вас получить.
По вашей ситуации похоже, что она просто выгружает вам и на вас свою злость и не довольство собой.