спрашивает: Ангелина (Москва)
Здравствуйте!
У нас в семье такая ситуация: в данный момент моя мама уже 4 года, как переехала к своей матери, чтобы помогать ей. Маме 70, бабушке 93, но как таковой уход именно за ней не требуется, она ходит, гуляет, все делает. Проблема в том, что бабушка изводит мою маму, свою собственную дочь скандалами на ровном месте, постоянно манипулирует тем, что ей почти 100 лет и мама не имеет права даже приехать к себе домой, встретиться с дочками, сходить на концерт, даже элементарно в магазин не отпускает, все с криками и оскорблениями. Давит на совесть, что она такая сволочь, смеет мать старую оставлять и еще позволяет себе где-то погулять и развеяться.
У бабушки всю жизнь был тяжелый и властный характер, но с возрастом все усугубилось и она стала просто невыносимой. Я взрослая женщина 33 лет, у меня есть муж, своя жизнь, но у меня сердце кровью обливается от того, что моя мама вынуждена жить в постоянном стрессе и скандалах, я боюсь, что ее здоровье не выдержит. Я постоянно говорю маме, чтобы она хотя бы на несколько дней в месяц уезжала, чтобы морально отдохнуть от бабушки, но каждый такой отъезд даже на пару дней вызывает бурю негатива, упреков и манипулятивных слез. Ну и, конечно, весь «отдых» бабушка даже по телефону доводит маму упреками.
Чтобы лишний раз не провоцировать скандал, мама не уезжает так часто, как хотелось бы. Мама говорит, что это ее крест, и у меня такое впечатление, что она просто повесила на себя роль жертвы и ничего с этим делать не хочет или у нее просто нет сил и желания.
Это ужасно, но я ненавижу свою бабушку и уже даже желаю ей смерти, хотя понимаю, что это грех и так нельзя. Бабушка никогда никого не любила, у нее всегда виноваты близкие люди, внучки плохие, дочь гадина (которая как прислуга ей готовит и убирает), зато посторонних она оправдывает в любой ситуации. Я убеждена, что бабушка энергетический вампир и этот террор только напитывает ее.
К сожалению, даже нанять сиделку временно не получится, потому что бабушка просто никого не пустит в квартиру…
Я не знаю, как помочь маме? Как убедить ее ставить себя и свое здоровье на первое место и уезжать почаще от бабушки, не бояться давать ей отпор и отстаивать свою жизнь? Как справиться со своей злостью и гневом на бабушку?
Извините за сумбурное изложение, просто уже тяжело справляться с тем, что кипит внутри.
Заранее благодарю за советы!

Ответы и советы психологов
Психолог, семейный психолог, сексолог
Ангелина, сделать это можно косвенно. Расскажите маме, как вы видите ситуацию, спросите "почему она это терпит", важно Что вам ответит мама. Возможно, у нее чувство вины перед ее мамой, или что то иное. От того, каков будет ее ответ, и почему она это терпит, вам будут понятны истинные мотивы поведения мамы. И почему она сделала этот выбор.
Аппелировать на чувство Жертва-тиран смысла не имеет, она вас не поймет и не услышит. Поэтому через ваше видение и задавание вопросов важно, чтобы мама увидела картинку вашими гразами и приняла ее. После этого, она сможет изменить свое отношение.
Психолог, семейный психолог, клинический психолог
Ангелина, как правило если человек хочет быть жертвой, то ничего не поделать. Насильно это невозможно. Вы можете объяснить ей, что она с детства подавляема матерью и что она разрушает себя тем, что не любит себя и не понимает что это.
Любовь к себе (и к другому человеку) состоит из 3-х составляющих: уважение, забота, страсть (как вдохновение). Итак прежде чем строить отношения с другими, человек должен полюбить себя (не стоит путать с эгоизмом, т.к. это противоположность любви к себе!), то есть испытывать к себе Уважение (понимать что он — личность и не обесценивать никакие свои чувства, мысли, желания, способности и достижения, даже самые маленькие), Заботу (сюда входит понимание того, что Вы готовы и не готовы терпеть, что Вам нравится, а что не нравится, как построить комфортные вам личные границы, как отдыхать, как поощрять себя и т. д. - все это касается душевного, психологического и физического состояний) и Страсть (как вдохновение). В русском языке значение этого слова очень ограничено к сожалению, часто несет негативный оттенок. Эта часть любви отвечает воодушевление, вдохновение (к своему делу, профессии, внешности, когда они Вас радуют и воодушевляют). Все это безусловно в здоровом ключе. Это закладывается с детства, и так же с детства разрушается неконструктивным воспитанием и детскими психологическими травмами.
Если не иметь этого навыка гармоничного сосуществования с собой, здоровой любви к себе, то построить гармоничные отношения тоже не получится. Ни личные, ни дружеские. Просто потому что у человека нет понимания себя, и он не знает по каким критериям оценивать и понимать, что его партнер, друг или близкий человек действительно испытывает к нему уважение, заботу, страсть, то есть как понимать, что он любит его. И как самому понять, любит ли он в ответ.
Чтобы полюбить себя надо найти корень проблемы, какие именно, когда и как были ей были привиты установки, мешающие любить себя. Это делается на диагностической консультации с помощью проективных техник онлайн, которая также поможет выработать практические шаги для улучшения ситуации.
Однако для этого нужно желание мамы. Если она не хочет - дайте ей свободу. Каждый человек решает за себя. Вы не мама своей маме.  Она взрослый человек и сама несет ответственность за свою жизнь. Буду рада помочь Вам и Вашей маме, если она согласится разобраться с синдромом жертвы!
Если мой ответ был Вам полезен - можете оставить отзыв на моей странице!
Психолог
Ангелина, здравствуйте!
Маме Вы сможете помочь, если она сама эту помощь примет. Если разрешит, позволит себя убедить ставить себя и свое здоровье на первое место, уезжать от бабушки и давать ей отпор, отстаивать свою жизнь.
Если же у нее есть какие-то свои выгоды от положения жертвы, о которых мы с Вами не знаем, помочь будет очень сложно, если не невозможно.
Например, мама могла бы сказать бабушке, что раз она такая плохая дочь, то, наверное, не стоит удручать бабушку своим присутствием у нее. Пусть ей помогают другие люди, которые лучше, внимательнее ее, и лучше будут выполнять свои обязанности перед бабушкой. То есть признать свою несостоятельность, как дочери. Как тогда среагирует бабушка?
Можно нанять соцработника, который будет приходить 2 раза в неделю, и только приносить продукты, и, может быть, прибираться, тем более, если за самой бабушкой не требуется постоянный уход, и дома она обслуживает себя.
Скорее всего, маме мешает ощущение, что она обязана быть хорошей с бабушкой только потому, что она - ее дочь. И мама старается это доказать бабушке, что на самом деле невозможно, потому что это зависит не только от действий доказывающей мамы, но и от восприятия всего этого самой бабушкой. И так может продолжаться очень долго, по кругу: одна доказывает - вторая отвергает эти доказательства - первая хочет доказать еще больше - и т.д.
Этому ощущению - должна быть хорошей, - скорее всего, очень много лет. И, скорее всего, оно есть и у Вас по отношению к Вашей маме.
С ним, этим многолетним ощущением, психологической установкой, совсем нелегко расстаться, на это тоже могут годы потребоваться, чтобы убедить себя, что на самом деле таких обязательств не существует.
В любом случае, Вы, конечно, можете маму поддерживать, оказывая внимание, сочувствие, посильную помощь, когда мама в ней будет нуждаться, например, выслушать, поговорить.
Но Вам самой, Ангелина, целесообразно следить за тем, чтобы Вы не вовлекались в это с головой - чтобы Вы делали это исключительно по Вашему внутреннему желанию, по любви, а не потому, что должны, обязаны помогать маме.
Ангелина, Вы можете просто при возможности поговорить с мамой, действительно ли ее мучают отношения с бабушкой. Ведь может быть так, что она на самом деле не страдает от этих отношений, а совершенно сознательно взяла на себя этот крест по каким-то своим причинам (может быть, она сама себе хочет доказать, что хорошая дочь). А, возможно даже, что этим она, как и бабушка, но с ее стороны, пытается обратить на себя теперь уже Ваше внимание, перетягивая его с Вас и Вашей семьи на себя. Может быть, из-за одиночества или еще каких-то причин.
Пробуйте говорить с мамой открыто и спокойно, когда это удается, о ее и о своих потребностях, чувствах. Исключительно по желанию - Вашему и ее, без насилия и убеждения.
Возможно (и мама может даже не осознавать этого!), мама хочет от вас примерно того же, чего хочет от нее самой бабушка, и эта ситуация может повториться в дальнейшем, но уже с Вами и мамой. И Вам важно отследить, чтобы Вас не втянули в эту семейную "игру", Вам придется отстоять уже Ваши границы. Это очень сложно, я понимаю, что не смогу Вам здесь, в одном письме всего этого пояснить и помочь в полном решении Вашей проблемы.
Семейные отношения, особенно между поколениями, - очень сложная система со многими элементами. В то же время, изменение хотя бы одного элемента неизменно влечет за собой изменение и иных ее элементов, связанных отношениями с уже измененным элементом.
Таким образом, если Вы измените что-то в своем отношении ко всей этой ситуации, очевидно, что и другие элементы этой системы тоже как-то изменятся.
Система, имеющая парадоксальную стабильность в этих скандалах мамы и бабушки, потеряет эту стабильность и будет искать уже новые ее варианты, иное стабильное положение.
Например (это лишь вариант, считайте - моя фантазия, ни в коем случае не совет), если мама узнает, что Вы не сможете оказывать ей ту или иную поддержку, чтобы она в это время продолжала помогать бабушке, живя с ней, для мамы это будет поводом искать иные возможности в ее ситуации - ей придется, и система изменится.
Или, например, Вам будет нужна помощь с детьми (правда, Вы не указали, если ли они у Вас) от мамы - ей придется выбирать, кому помогать: Вам или бабушке.
Если у Вас есть братья или сестры, другие росдвтенники, с ними можно поговорить на эту же тему - может быть, кому-то из них тоже требуется помощь со стороны мамы, или кто-то мог бы временами сменять ее дежурство у бабушки.
Как Вам справиться со своей злостью и гневом на бабушку?
А что, если с ними совсем не нужно справляться? По-человечески это очень понятные чувства - Вы злитесь, гневаетесь на человека, который в Ваших глазах обижает Вашу маму.
Какие иные эмоции с Вашей стороны были бы более нормальны в данном случае? Негативные эмоции вполне имеют право на существование, они, как и боль, например, сигнализируют нам о некоем непорядке вокруг и внутри нас.
С другой стороны, понятно, что Вам самой тяжело переносить эти негативные чувства. И здесь могут помочь какие-то добрые воспоминания о тех моментах, когда бабушка все же проявляла любовь и заботу, хотя по жизни, как Вы написали, она всегда была тяжелой и властной по характеру.
Пробуйте удержать в уме воспоминания о таких добрых моментах, даже если их и было немного. Старайтесь вспомнить их, когда особенно гневаетесь на бабушку.
Постарайтесь вспомнить, почему бабушка была такой - тяжелой и властной. Возможно, у нее тогда, в молодости были причины для этого, и тогда ей это помогло выжить, сохранить семью? То есть - возможно, эти черты характера тогда были ей необходимы, и она просто привыкла ими пользоваться?
Посмотрите за собой, своими взаимоотношениями с другими людьми - а не бываете ли и Вы иногда похожей на бабушку, не бываете ли Вы тяжелой и властной? Это поможет Вам хоть немного ощутить себя на ее месте, понять, почему и для чего она такая была и есть.
Наконец, мне бы хотелось еще сказать о том, что в столь почтенном возрасте у людей наблюдаются психические изменения, в которых они не виноваты, и которые обусловлены снижением кровообращения в головном мозге, затруднением питания некоторых областей мозга, отвечающих за волевые качества.
Такие люди становятся характером похожи на малых детей (не разумом, а именно - характером), капризных, иногда истеричных. Не потому, что они на самом деле такие или делают это специально, чтобы издеваться над родными, а именно в силу физических причин, связанных с возрастными изменениями в структурах головного мозга.
Если знать это, то меньше причин винить бабушку в том, что она делает, и помогает воспринимать ее просто такой, какая она есть.
Если бабушка еще достаточно в силе, возможно, стоит попробовать и у нее просить помощи в чем-то, занять ее чем-то полезным по ее силам.
Например, спросить у нее совет по какому-то жизненному вопросу, может быть, попросить приготовить какое-то блюдо, которое никто другой не умеет готовить, связать какую-то вещь или иное рукоделие (если она, конечно, им занимается), вырастить цветок или что-то другое подходящее в Вашей ситуации.
Это придаст бабушке значимости в ее собственных глазах, может помочь ей понять, что она значима для всех вас, действительно нужна. Тогда маме не придется доказывать ей свою любовь и заботу так, как сейчас.
Думаю, это могло бы несколько смягчить бабушку. Кстати, так же, как это работает у маленьких детей - когда им дают понять, что они уже многое умеют. Только у детей волевые качества еще не зрелы, а у людей такого почтенного возраста, к сожалению, напротив, уже имеют постепенное обратное развитие.
Но, подчеркну, Ангелина, в данной ситуации Вам, в первую очередь, важно не винить себя за то, что Вы делаете что-то не так или недостаточно делаете для мамы, не вовлекаться в эту семейную "игру".
Вы уже делаете всё то, что возможно в Вашей конкретной ситуации.