спрашивает: Юлия (Ижевск )
Прошу у мужа развода (у нас с ним разница в возрасте 10 лет), т.к. за 16 лет совместной жизни так и не стали единым целым. С самого начала семейной жизни всё шло как-то неправильно, но я смотрела на всё сквозь розовые очки. У него всегда было потребительское отношение ко мне. Всегда умел только брать и не давать ничего в замен. Жил так, как ему удобно. Вечером после работы - диван , пиво , телевизор, телефон; в выходные - рыбалка. Он человек жёсткий, всегда считал, что он глава семьи, и ему решать, что можно, чего нельзя. Очень скупой всегда был. Устраивал мне скандалы из-за мелочи, (типа хлеб не в том магазине купила, однажды руку поднял, когда купила себе джинсы, не спросив его , или за то что подарки по 300р на день рождения купила племяшкам, не поставив его в известность). У него всегда были только права, а у меня обязанности. С подругами сразу запретил общаться, со мной вместе никуда не выходил. Общих друзей нет, т.к. это лишние расходы. Через 4года совместной жизни, я от него ушла, но из жалости вернулась,т.к. никто из родных не поддерживал, мама уговорила, что надо человеку шанс дать(он обрабатывал моих родных, что жить без меня не может). Потом родилась дочь, потом вторая, с детьми особо не помогал, также как и по дому по мужской части ничего не делал. Считал, что основная задача его заработок, а всё остальное на мне. Но при этом все деньги под его контролем всегда были. Было время, когда чеки приносила и сдачу ему отдавала. Годы шли, а обязанности у меня всё прибавлялись и прибавлялись, 12часовой рабочий день, огород, дети , варка , уборка. 1,5 выходных дня. Женскую работу он говорил ему по карану не положено выполнять. Всё время был чем-то недоволен, сколько не делай, ему всё мало. Ежедневные ссоры дома, оскорбления, дети это всё видят, так надоело, что я стала просто молчать, и у меня появилось равнодушие. Когда со здоровьем начали появляться проблемы, я почувствовала, что из меня все соки выжали, что больше не хочу тратить свои остатки сил и нервов. Мне стало всё равно, что он есть, что его нет. И даже стала себя ловить на мысли, что видеть не хочу его, не хочу с ним ничем делится, не хочу о нем заботиться. С работы не хочу идти домой. Как только он понял, что практически потерял меня, как вдруг он понял, по его словам,что готов давать мне свободу, готов тратить деньги на отдых, просит прощения за всё. В телефоне я унего была записана "мама Юлия", а теперь "любимая " стала. На удивление оплатил нам путевки в Питер, начал иногда готовить, по утрам завтраки готовит.Деньги вроде перестал жалеть. Хочет наладить отношения, детей постоянно заставляет в этом участвовать, мол скажите маме, что папа нам очень нужен., говорит им, что нам без него будет тяжело. Он сейчас действительно хочет сохранить семью, старается очень, но я уже не верю ему, также как он всю жизнь мне не доверял. Всё имущество писал на себя, хотя всё нажито совместно, в браке. Думаю, что люди не меняются, по крайней мере я поняла, что не хочу больше с ним строить дальнейшие планы. Часто думаю, о том , как буду жить с дочками без него. Я ему напрямую разговаривала, сказала, что любви больше нет, что полное равнодушие, что даже раздражать меня стал. Он в ответ, то выгоняет из дорогой квартиры в нашу первую, у нас их две. То угрожает, что повесится, с детьми прощается, то претворяется, что с сердцем плохо. Сейчас со мной разговаривает как ни в чем не бывало, уговаривает наладить отношения, якобы будем теперь в своё удовольствие жить. Мне чисто по человечески жаль, и детей тоже. Не знаю, что делать. Жить ради детей и пожалеть его? А может я слишком долго жила в такой обстановке, и просто себе внушила, что уже больше не люблю его

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте, Юлия. Я прочитал Ваш рассказ о своей жизни в браке. Начну так:
1. Первым делом у меня возникло желание задать Вам вопрос:
- "Есть ли смысл сохранять отношения, если нет чувств?"
- А зачем?
2. Как себя при этом всем чувствуют дети? Вы пишете, что детей жалко. Но, жалко в чем именно? Как они себя ощущают в таких отношениях между папой и мамой? И теперь тоже вопрос: Как им в итоге будет лучше?
3. Пожалеть его? Тот же вопрос: Зачем? Кто пожалеет Вас?
4. Он добьется своего, покажет себя с хорошей стороны. А когда он будет знать что достиг этого результата, что будет?
И о принятии решения:
1. Что будет, если разойдетесь?
2. Чего не будет, если разойдетесь?
3. Что будет, если не разойдетесь?
4. Чего не будет, если не разойдетесь?
Посчитайте плюсы при ответах на каждый из этих вопросов и принимайте решение. За Вас, к сожалению, это решение никто не сможет принять так, чтобы именно для Вас было лучше.
А пока будете отвечать себе на эти вопросы, посмотрите на всю ситуацию как бы со стороны - так менее эмоционально можно принять какое-либо решение
Психолог
Здравствуйте, Юлия!
Правда в том, что все женщины сначала хотят показать свою ценность мужу и начинают активно ухаживать за ним, а потом мужчина хамеет и садиться на шею. Мужей надо периодически с шеи снимать и "строить их" и делать это жестко. Мужчины не понимают по другому, у них другая система ценностей. Вы допускали ошибки (просто не знали как надо это делать) и довели ситуацию до момента, когда критическая масса уже полилась через край.
В данный момент времени вам надо принять решение, есть ли у вас силы переломить эту ситуацию в свою пользу.
Поясню....мужу выгодно, чтобы все оставалось по прежнему и сделает все, чтобы вернуть как было (манипуляции, угрозы, шантаж, обещания, ложь, обесценивание...они ничем не гнушаются). Женщина, которая всю жизнь его слушалась не может иметь своего мнения и принадлежит ему как вещь. И он будет гнуть свое, пока вас не сломает. Вы готовы к этой войне?
Другим он точно не станет! И как только вы согласитесь вернуться, через какое-то время снова ляжет на диван. Ему так хорошо и другого не будет. Только его наглость увеличится...он же победил ( так работает мужская психика).
Жалости он точно не стоит! Вас он не жалел.
И здесь вопрос не о любви, а о том, как вы хотите жить дальше, какую жизнь выбираете? Наконец вздохнуть свободно или продолжать жить по-прежнему? Выбирать вам, здесь никто вам не подсказчик.
А детям нужны счастливые родители.
И....не удивлюсь, если ваш муж очень быстро найдет себе другую "домработницу". Ведь он привык жить в комфорте и найдет способ его себе доставить...
Желаю вам принять верное решение, в котором вы будете довольны и счастливы. А какое оно будет не важно, оно ваше, а значит правильное!
Психолог, семейный психолог, сексолог
Юлия, можно и пожалеть. Но что от этого изменится? Вы станете счастливее? Или ваши дети станут счастливее?
Поймите, люди могут изменить свое поведение, Если сами захотят этого. Муж своими действиями показывает свое неуважение к вам. А когда понимает, что его Удобство может закончиться, начинает манипуляции.
Вам нужно принять, что это манипуляции и перестать играть с ним в эту игру. И если вы хотите продолжать жить с ним, то стоит начать жить как Взрослые, и не играть в эти игры. Говорить, решать, перестраивать отношения- вот путь взрослых людей.
Психолог, семейный психолог, клинический психолог
Юлия, Вы описываете нездоровые и несчастливые отношения, спасать которых смысла нет. Там просто нечего спасать.
Вы его не любите, он не любит Вас, дети с рождения травмированы такими вашими отношениями и продолжают травмироваться каждый день. В будущем они не смогут строить здоровые отношения с мужчинами и будут иметь массу проблем с чувством вины и самооценкой.
Сами Вы себя ставите на последнее место. Вариант либо жить ради детей, либо жалеть абъюзера, но варианта "выбрать себя" Вы не озвучили. Все описанное говорит о том, что Вы не любите себя.
Любовь к себе (и к другому человеку) состоит из 3-х составляющих: уважение, забота, страсть (как вдохновение). Итак прежде чем строить отношения с другими, человек должен полюбить себя (не стоит путать с эгоизмом, т.к. это противоположность любви к себе!), то есть испытывать к себе Уважение (понимать что он — личность и не обесценивать никакие свои чувства, мысли, желания, способности и достижения, даже самые маленькие), Заботу (сюда входит понимание того, что Вы готовы и не готовы терпеть, что Вам нравится, а что не нравится, как построить комфортные вам личные границы, как отдыхать, как поощрять себя и т. д. - все это касается душевного, психологического и физического состояний) и Страсть (как вдохновение). В русском языке значение этого слова очень ограничено к сожалению, часто несет негативный оттенок. Эта часть любви отвечает воодушевление, вдохновение (к своему делу, профессии, внешности, когда они Вас радуют и воодушевляют). Все это безусловно в здоровом ключе. Это закладывается с детства, и так же с детства разрушается неконструктивным воспитанием и детскими психологическими травмами.
Если не иметь этого навыка гармоничного сосуществования с собой, здоровой любви к себе, то построить гармоничные отношения тоже не получится. Ни личные, ни дружеские. Просто потому что у человека нет понимания себя, и он не знает по каким критериям оценивать и понимать, что его партнер, друг или близкий человек действительно испытывает к нему уважение, заботу, страсть, то есть как понимать, что он любит его. И как самому понять, любит ли он в ответ.
Проанализируйте любовь к себе по всем трем параметрам. Шкала 1-10. Важно сделать это честно, чтобы картина была ясной. Скорее всего сейчас все показатели будут низкие.
Чтобы полюбить себя надо найти корень проблемы, какие именно, когда и как были Вам привиты установки, мешающие любить себя, заставившие Вас выбрать такого мужа и терпеть такое отношение много лет. Это делается на диагностической консультации онлайн, которая также поможет выработать практические шаги для улучшения ситуации. Не унывайте! Все в Ваших руках. У Вас одна жизнь и Вы можете прожить ее полноценно и радостно! Буду рада помочь Вам!
Если мой ответ был Вам полезен - можете оставить отзыв на моей странице!
Психолог
Здравствуйте, Юлия. Психолог за вас не решит, разводиться вам или нет. Но из жалости и "ради детей" точно не стоит. Отношения будут дисгармоничными и вам будет тяжело с ним. Может быть он вас обижал и ваша любовь к нему просто уснула? Вам нужно время разобраться в себе, любите вы его или нет. Если время покажет, что не любите, тогда конечно лучше разорвать отношения. С нелюбимым жить не получается, даже ради детей, которые как известно вырастают и уходят, а вы со своим разбитым корытом остаётесь.
Психолог
Здравствуйте,Юлия.Вы правы,он Вас всю жизнь использовал,как функцию,как пятизвездочный отель.А Вы,к сожалению,уступали.Видимо,эту стратегию перенесли из детства-Если я уступаю,то меня буду любить.Но,среда жизни не похожа на среду детства.Мама ругала.но давала.А он-не мама.Только,ругал и брал.Напомню,что любовь-это взаимная забота,теплота,внимание.чуткость,принятие,благодарность друг другу.И,если этого нет-то важно не пассивно ждать,а активно просить не дополученное.И,если не дает,то сказать-Как ты ко мне.так и я к тебе.И не кормим,не стираем,не спим,не уважаем.А в выходной красиво одеваемся и уходим к подруге или маме.Если и это не поможет стать благодарным и Вас услышать,то делаем вывод-никакой любви нет.Тогда у Вас остается два варианта-Оставаться жертвой на все времена,или,строить судьбу заново.