спрашивает: Мария (Москва)
Здравствуйте! Мне недавно исполнилось 20 лет. Полгода назад умерла мама. После этого тряслись руки, тяжело заснуть, иногда панические атаки. Вчера единственная лучшая подруга покончила с собой. Опять трясутся руки, болит голова и т.д. Можете, пожалуйста, посоветовать какие-то успокоительные или что-нибудь, что можно делать, чтобы улучшить состояние

Ответы и советы психологов
Психолог, семейный психолог, сексолог
Мария,
Утрата близкого человека, мамы — это большое испытание. Такая потеря не оставляет в человеке ничего живого. Стоит принять тот факт, что жизнь уже никогда не станет прежней. Слезы, сожаления — это нормальное выражение скорби. Однако человек способен пережить горе и справиться с трудностями. Первое время будет очень тяжело, но жизнь продолжается. Необходимо это осознать.
В этот период человек может испытывать самые разнообразные виды чувств: страх, сожаление, злобу, обиду, отрицание произошедшей трагедии. Все это естественно для родителей после смерти родного человека. Нельзя говорить, что тосковать и плакать — это плохо. Все должно выливаться наружу. Нужно плакать, если хочется. Дав волю переживаниям, можно помочь себе справиться с потрясением после гибели дорогого человека. Немаловажно принять случившееся. Понятно, что на первых порах это невозможно, однако, если постоянно отрицать то, что мама больше не вернется, дальнейшая жизнь станет мучительной и невыносимой.
Каждый человек имеет собственный характер. Кто-то способен пережить потерю мамы в короткие сроки, кому-то требуются для этого годы. До недавнего времени психологи считали, что после смерти дорогого человека родственник проходит 5 этапов: шок, отрицание, осознание, принятие, успокоение. Однако в наши дни практически каждый психолог скажет, что данная теория не совсем верна. Нельзя разделить страдания на этапы, поскольку в этот период человек испытывает целый ряд чувств, эмоций. Они могут повторяться, сменяться другими. Со временем человек успокаивается. Каждый человек воспринимает горе и переживает его по-своему.
Вылечить боль невозможно. Но обуздать ее, притупить, научиться отвлекаться – вполне реально. Здесь все способы хороши:
1. Выражайте свое горе в творчестве. Напишите стих в честь мамы, нарисуйте картину, вышейте икону бисером.
2. Нагружайте себя физически. Это может быть спорт, постройка дома или дачи, облагораживание участка. Большие нагрузки притупляют эмоции.
3. Делитесь своей болью. Нужно обязательно найти человека или людей, которые могут разделить с вами горе. Если среди близких вы не находите понимания, начните общаться в интернете.
4. Обратитесь к врачу за назначением успокоительных препаратов. Специалист сможет подобрать лекарство, помогающее стабилизировать эмоциональный фон. Вам будет легче держать себя в руках, уменьшится боль, нормализуется сон, исчезнут другие признаки стресса.
5. Не прибегайте к помощи алкоголя, наркотических веществ, не принимайте серьезных препаратов без назначения врача. Эффект от этих способов может быть прямо противоположным.
6. Начните помогать нуждающимся. Нерастраченную любовь к маме можно использовать во благо. Помогите малышам из детского дома, никогда не знавшим родительского тепла. Накормите бездомного, сделайте пожертвование в фонд помощи больным детям, позаботьтесь о животных или одиноких стариках.
7. Напишите письмо маме. Изложите все то, что вы ему хотите сказать на бумаге, а затем сожгите ее. Пишите столько, сколько нужно для облегчения боли.
8. Отвлекайтесь. Смотрите комедийные фильмы, читайте книги, готовьте сложные блюда, затейте ремонт или найдите любое другое занятие, которое отвлекает от тягостных мыслей хотя бы ненадолго.
9. Ложитесь спать вовремя, регулярно принимайте пищу. Вы должны делать это через силу. Правильное питание и сон помогут быстрее оправиться от горя за счет уменьшения в крови гормонов стресса.
Психолог
Мария, здравствутйе!
Соболезную Вашей утрате.
Прошел всего гопгода со смерти вашей мамы, это вообще не срок - все еще очень остро воспринимается.
Нужно много времеени, чтобы рана хоть немного зароосла.
Еще и лучшая подруга покончила с собой. У вас один огромный стресс наслоился на другой. Это очень серьезное испытание для психики.
Не ждите ни откого, что вас на 100 процентов поймут, особенно дети. Не могут. Физически нет.
Если есть возможность, сходите к неврологу, скажите, что потеряли маму и подругу в этот промежуток времени, он сможет подобрать успокоительное. Без похода ко ворачу не пецте ничего. Не хотите по омс, иди те к частному, но оязательно сходите! Нужно нервной системе помочь!
Прочитайте про острое горе. Прочитайте про стадии проживания утраты. Посмртрите, на какой стадии на ваш взгляд вы находитесь.
И к психологу за поддержкой. Вместе с психологом проработать горе, старх, боль, обиду, вину, стыд, злость, несправедливость, одиночество. С психологом будет легче все это проживать и жить дальше в новом состоянии, в новых реалиях. Формат беседы, специальных техник- упражнений, домашние задания на осознание и проработку- все это поможет справиться быстрее и с меньшими потерями для вашей психики. Но время- главный целитель. Дайте себе его. И дайте себе возможность получить профессиональную поддержку и сопровождение.
Пишите, если захотите, чтобы я с вами начала работу.
Буду рада помочь вам в очень тяжелое для вас время.
С уважением,
Анна Михайловна
Психолог, семейный психолог, клинический психолог
Мария, сочувствую Вам!
Вы переживаете очень трудное время. Сильные таблетки Вам не советую, Вы испортите ими здоровье и пожалеете об этом после. Пейте что-то растительное, корень валерианы.
Потеря мамы была для Вас тяжелой утратой. Атеистическая психология бессильна помочь человеку в таких случаях, но прекрасно помогает православная психология! Все люди когда-то умрут. К сожалению смерть - неизбежный конец. Горевать после смерти близкого - нормально. Горевание проходит несколько этапов. Говоря об этапах горевания то, оно делятся на 5 - отрицание, гнев, торг, уныние, принятие. Для прохождения всех этапов нужно время и оно лечит.
После смерти близких наша связь с ними не прерывается. Она продолжается. Более того - наши усопшие близкие нуждаются в нашей любви, подкрепленной действиями. И не посадкой цветов на могиле (наши близкие не там), а молитвой за них! Особенно если по нашей вине или не по нашей вине они ушли в вечность без подготовки - без исповеди, Святого Причастия. Тогда их душа там страдает, потому что она не готова быть с Богом. Помочь действием - значит молиться самой за маму, подавать записки о ее упокоении, заказывать панихиды, сорокоусты. А в монастырях хорошо заказать неусыпаемую псалтирь, которые монахи читают за людей 24 часа в сути по очереди без остановки.
Также поскольку мы связаны с родителями, важно и самой как можно чаще исповедоваться и Причащаться. Так Вы поможете не только себе и обретете силы душевные и телесные, но и маме, потому что связь с родителями прочная. Ваши слезы и страдания причиняют ей боль, а вдобавок Вы не молитесь за нее как положено. Поэтому все это время Вы не помогаете ни ей, ни себе. Силы, которые даром даются в Таинствах Церкви не сравнятся ни с какими таблетками и можете убедиться в этом опытным путем сами!
Первое и главное, что стоит Вам сделать — пойти в храм на беседу со священником, можно договориться заранее (при храмах есть телефоны священников), пойти на исповедь (если Вы никогда не были на исповеди, сказать что это Ваша первая исповедь) и далее регулярно причащаться Святых Тайн. Вы почувствуете, как у Вас появятся физические и душевные силы. И молиться за маму и подавать за нее поминовения в храме.
К сожалению за подругу Вы не можете подавать записки, потому что она отняла свою жизнь сама. Вы можете молиться за нее дома. Для этого есть специальные молитвы, но прежде чем начинать за нее молиться возьмите благословение священника. Это не так безопасно. Главное - молитесь за маму!
Если будут дополнительные вопросы - пишите в ЛС. Помощи Божией Вам!
Психолог
Итак, Вы чувствуете страх и боль. Представьте то существо внутри вас, которое боится и страдает. Возьмите его на руки, дайте ему поддержку. Скажите ему, что любите его и то, что оно испытывает страх, это нормально. Главное, что Вы обещаете быть с ним рядом и поддерживать. Это первое действие, которое нужно сделать. Далее нужно выписать, что Вы чувствуете в связи с утратой близких людей. Обычно люди чувствуют вину из-за того, что не предотвратили, не спасли, не были в тот момент рядом, даже если это было в принципе невозможно.. Если так, что получается, что Вы взяли на себя ответственность за жизнь взрослых людей, которую они сами должны нести. Представьте эту ответственность в виде образа (что лежит на ваших плечах?) и передайте её владельцу со словами: "Я передаю тебе ответственность за твою жизнь". Если быстрого эффекта не получается, возможно, ситуация осложняется чем-то ещё, например, какими-то несбывшимися ожиданиями, которые Вы вкладывали в маму и подругу (либо они вкладывали какие-то ожидания в Вас). Наличие панических атак подсказывает наличие каких-то взаимоисключающих желаний, связанных с данной ситуацией. Не буду описывать всех возможных вариантов, что можно сделать, но работа с горем хорошо ведётся в рамках эмоционально-образной терапии. Используется пятиступенная модель прощания по Перлзу. и другие методики, связанные с тем, что данная ситуация означает именно для Вас.
Психолог
Здравствуйте, Мария! То, что вам сейчас так тяжело, это естественная реакция на уход близкого человека. Особенно в тот момент, когда вы ещё, видимо, не до конца прожили потерю мамы. В такое время очень важно не копить переживания в себе, а поделиться ими с кем-нибудь... поделиться всем тем, что чувствуете, что испытываете... не пытаясь как-то их контролировать... просто позволить себе "выплеснуть"... в словах, в первую очередь. Конечно, лучше если это будет реальный человек, но если вам затруднительно с кем-то поговорить об этом, напишите... всё, что чувствуете... всё, что душа захочет. Обязательно вам отвечу... И разрешите себё слёзы... если они есть. С уважением, Александр... P.S.  Если у вас будет желание, можем провести поддерживающую встречу