спрашивает: Георгий (Москва)
Здравствуйте. Мне 18 лет, учусь на бюджете в вузе с гос. аккредитацией. Круг общения есть, вроде всё нормально, учусь нормально, с преподами общаюсь на отлично, но есть проблема, которая меня беспокоит с наступления 18-и летия.
Обязан ли я съезжать после 18-и лет в общежитие, чтобы самостоятельно жить? Сейчас я живу у бабушки, обязанности по дому мы делим, помогаем друг другу. Но я чувствую себя никчёмным из-за того, что живу с родителями до сих пор. Стыдно ли жить с родителями в этом возрасте?

Ответы и советы психологов
Психолог
Добрый вечер!
Ответ - НЕТ.
Не обязаны. Жить с родителями- логично. А куда идти без работы? 18 - это не точка, когда ты становишься автоматом способным на самостоятельную жизнь. Да и к тоу же, можно быть самостоятельным и в семье. Это все ложные стереотипы. Делацте раюоты пополам, потом делайте большую часть, начнете подрабатывать- оплтите коммуналку. Если, конечно, хочется попробоваь жизнь в общаге- можете. Но это не про взрослость Это собоый опыт, интересный, сложный, но инфантилов в общаге на момент выпуска- вагон=) Поэтому - не панацея.
Вас сами родители из дома не гонят?
Если друщья высмеивают- у них  еще подростковые мвсли и комплексы, значит. Равно, как и у девушек. Нормально абсолютно, что парень учится, заботиться о бабушке, это говорит о ваших семейных ценностях.
Короче, делать нужно то, что вам именно хочется и как комфортно. Нравится все сейчас- вот и живите, тратьте силы на учебу, на дополнительные курсы всякие, спорт и допы в универе.
Пишите, если что!
С уважением,
Анна Михайловна
Психолог, семейный психолог, клинический психолог
Георгий, нет, не стыдно. Полная сепарация с родителями происходит в 18-25 лет, когда человек может быть финансово независимым. А пока Вы должны сепарироваться психологически. Скорее всего Ваше чувство стыда не просто так появилось. Видимо Вам прямо или косвенно напоминают о том, что Вы "должны" и "не должны" делать, и в отношении родителей к Вам нет безусловной любви и поддержки и тепла.
Живите с бабушкой, если она уважает Ваши личные границы и учитесь. С ложным чувством стыда надо разбираться. Оно может свидетельствовать и о наличие вредных родительских установок. Их всего 12. В моем профиле Вы найдете статью о них. Важно найти свои установки из 12 и проработать их с психологом.
Буду рада помочь Вам!
Психолог, семейный психолог, сексолог
Георгий, "стыдно или нет" это ваши чувства, и к мнению другого человека, могут не быть созвучны. Кому то и до 50 лет не стыдно жить с родителями. А кто то в 16 убегает из дома.
Все зависит от отношений и вашего ощущения.
Просто не смотрите на других, а слушайте себя и свои потребности.