спрашивает: Алина (Москва)
Родила ребёнка и была с ним 24/7 одна. Сын мало спал, много кричал, у меня был тотальный недосып.
Когда ребенку было пол года, я нашла способ досыпать свой час времени. Я сажала ребёнка в манеж с игрушками, а сама ложилась спать. Когда ему надоедало и он начинал плакать, я просыпалась.
Манеж стоял у стены, где на выступающей полке был поттер с кипятком. Сантиметров 30-40 над манежем.
До сих пор не понимаю, как такое могло произойти и как сын дотянулся до провода. Но ребёнок потянул за провод и к нему в манеж упал тяжеленный поттер с кипятком!
Я не услышала грохота и плача. Были перед этим тяжелый сутки в которых я спала от силы 1.5-2 часа, но когда проснулась, меня охватила паника.
Поттер в манеже, присутствуют мокрые следы от воды. Но с ребенком все хорошо. Только испуг. У меня же дикое чувство вины. Особенно, когда я начинаю думать о том, что он мог обвариться в кипятке. Что тяжелая техника могла упасть на голову. В то время как я, просто СПАЛА!
Это было мне уроком. Больше таких ошибок не допускала. Но вот отделаться от страха за то, что могло произойти и от чувства вины - не могу. Это терзает, болезненно мучает, душит. Доходит до тихих истерик.
Что мне с этим делать?

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте, есть очень хорошая техника по преодолению чувства вины. Вы рисуете круг, делите его на 8 частей как пиццу. И в каждом кусочке пишете, кто или что еще виновато в этой ситуации. В первом кусочке я бы написала "моя сильная усталость", во втором, - "отсутсвие помощи от родных, которые не помогают с ребенком", в третьем, - "я не экстрасенс, не могу предвидеть будущее, поэтому не смогла предвидеть такой поворот событий", в четвертом, - "раньше все было нормально, откуда мне было знать, что случится такое?". Остальное допишите сами и посмотрите, сколько факторов на сама деле повлияло на эту ситуацию.
Психолог, семейный психолог, клинический психолог
Алина, важно понимать, что Вы несете ответственность за себя и своего ребенка. Ваше психологическое состояние сейчас и Ваша усталость травмируют его больше чем упавший поттер. Он постоянно считывает Ваше состояние и травмируется. Поэтому надо проработать с психологом чувство вины, а помимо этого Вашу ситуацию в семье, в результате которой Вы находитесь постоянно с ребенком одна. Это ему тоже неполезно. Бояться за него постоянно тоже неполезно. Вы будете таким образом растить ребенка, который всего боится, создавать ему страхи и фобии.
Без работы над собой ничего не выйдет. Прекращайте изводить себя и травмировать ребенка и поработайте с психологом. Чувство вины уйдет быстрее, если Вы сходите в храм на исповедь. А также начнете каждую неделю причащаться сама и причащать ребенка!
В работе над Вашим состоянием буду рада помочь Вам онлайн!
Психолог
Добрый день, Алина. Проработайте этот случай с психологом.
Психолог, семейный психолог, сексолог
Алина,
В большинстве случаев чувство вины имеет свои корни в детстве. Родители часто, сами того не осознавая, прививают детям это тягостное чувство. Например, говорят: «Из-за тебя мне на собрании пришлось краснеть!», «Из-за твоей музыки у меня разболелась голова!» К сожалению, это самая распространенная причина, которая приучает человека чувствовать себя хронически виноватым. С этим на консультации можно работать. Избавить вас от истинной причины этого чувства. Можно по скайпу.
Самостоятельно вы можете:
Открыто говорите о том, что вам нравится, а что не нравится. Нездоровое чувство вины — это невысказанная агрессия, направленная на себя.
Попробуйте написать официальную объяснительную, почему и за что вы виноваты, к каким последствиям это привело.
И какие выводы вы сделали на будущее.
Психолог
Здравствуйте, Алина! Очень сочувствую Вам и хочу сказать, что Ваша вина во всей этой ситуации - только перед самой собой, что Вы не заботились о себе, о своем достаточном сне и отдыхе.
Вы пишете, что "это было мне уроком", и я надеюсь, что Вы осознали, что без заботы о себе, без оставления себе законного права на отдых (не просто - когда придется, а это должно быть обязательным пунктом) матерью быть очень трудно.
Но если Ваши слова "Больше таких ошибок не допускала" - касаются того, что теперь Вы не спите совсем, а сидите рядом с ребенком, в тотальном страхе за него, тогда урок, увы, не усвоен.
Алина, ребенку для защиты нужна здоровая и спокойная мама. То есть Вы, прежде всего, должны обеспечить себе возможность быть такой. Если Вы хотите быть полезной ребенку, иметь силы защищать его, обеспечивать его здоровье и безопасность, - тогда нужно обеспечить наличие этих сил у себя. А недосып, к сожалению, действует прямо противоположно.
Я понимаю, что есть ситуации, обстоятельства, когда мать совершенно одна воспитывает ребенка, и помощников нет совсем. И это реально очень тяжело.
И всё же, попробуйте осмотреться вокруг - может быть, помощники все же найдутся. Кто-то, кого можно попросить посидеть с ребенком какое-то время, погулять с ним, чтобы Вы имели возможность за это время просто отдохнуть, выспаться.
Если такие люди есть, но Вы не можете их попросить (не осмеливаетесь, или боитесь отказа с их стороны, или что-то еще), это уже совсем другая проблема - взаимоотношений с таким человеком или людьми. Но ее тоже надо решать, поскольку это жизненно важно для Вас и ребенка - получить такую помощь.
И я предлагаю Вам направить энергию Вашего чувства вины именно на поиск и получение такого помощника. Пусть эта вина служит напоминанием о том, что Вы должны высыпаться, должны достаточно отдыхать - достаточно для того, чтобы Вы могли обеспечивать свои материнские обязанности.
Что касается Вашего страха, то он понятен и обоснован.
Что можно сделать сейчас? Во-первых, для снятия остроты страха можно принимать легкие успокоительные безрецептурные средства (например, препарат "Успокой"), чай с мелиссой, мятой. В наболее острые моменты (панический страх) можно дышать по квадрату, сосредотачиваясь на самом процессе дыхания: медленный вдох, задержка дыхания на вдохе, медленный выдох, задержка дыхания на выдохе и так далее, сколько сможете, чтобы успокоиться здесь и сейчас. Хорошо работают также техники переключения внимания взглядом на три предмета вокруг, услышать три звука, которые Вы сейчас слышите, почувствовать три запаха, потрогать три предмета.
Во-вторых, Алина, Вам (лучше -  в более-менее выспавшемся состоянии) стоит осмотреть комнату, квартиру, где находится ребенок, чтобы понять, какие места могут быть для него опасны. И постараться сделать их безопасными.
Например, убрать манеж от близкого соседства поттера с кипятком (уверена, что это Вы уже сделали).
Если ребенок уже ползает - понять, может ли он добраться еще до каких-то потенциально опасных мест (проводов, окна, зеркала, стеклянной посуды, режущих предметов, медикаментов, бытовой химии, розеток) - и постараться их максимально возможно обезопасить для малыша. Сейчас много приспособлений для этого существует.
Этими действиями Вы покажете самой себе, что Вы заботитесь о ребенке, что Вы постарались сделать всё для его безопасности.
Если Ваш страх всё еще относится к той ситуации с поттером ("страх за то, что могло произойти", но на самом деле не произошло) - то Вы боитесь того, чего на самом деле не было, ведь с ребенком всё в порядке.
Это все равно, что сейчас Вы будете бояться, например, того, что могло случиться в Вашем собственном детстве, но в реальности там не случилось. Страх того, чего не было и нет.
Но этот случай с падением поттера как раз и позволил Вам стать более бдительной в вопросе безопасности Вашего малыша. То есть случай оказался полезным для Вас. Как и страх.
Я бы сказала, что не страх мучает и терзает Вас. А Вы мучаете себя и терзаете этим страхом. А что, если Вам не мучить им себя, а поблагодарить его, Ваш страх, за то, что он позволяет, помогает Вам стать более бдительной, внимательной и к себе, и к ребенку. Ведь, действительно, если бы не этот случай, возможно, всё могло бы быть еще хуже. Но именно этот случай и стал уроком для Вас.
А без него, этого страха, как и чувства вины, Вы бы, возможно, продолжали убивать себя недосыпом. А теперь, когда есть эти два чувства, которые считают негативными, - на самом деле они могут стать Вам друзьями и помощниками в налаживании безопасного пространства и для Вашего ребенка, и для Вас самой, Алина.
Психолог
Здравствуйте, Алина. Утешайте себя тем, что ребёнок здоров и с ним ничего не случилось. Обещайте себе, что болше не совершите ошибку и не оставите его в опасности. Сложно сказать, чтобы случилось, если бы на ребёнка вылился кипяток. Он мог бы даже умереть...А вас бы посадили в тюрьму, за халатность...Так что ваше чувство вины - вполне оправдано. Оно ответная реакция на случившееся. Работайте не с чувством вины а с чувством ответственности. Не оставляйте ребёнка больше в опасности. Тогда и виноватой себя будет не за что чувствовать