спрашивает: Ольга (Санкт-Петербург)
здравствуйте. дело в том, что я очень тесно общалась с подругой. каждый день мы узнавали о делах друг друга, проявляли инициативу. я очень беспокойный человек, а она, по моему мнению, контрзависимаая. она никогда не делится чувствами, переживаниями, для неё это уязвимость. не любит тактильность, хоть иногда и тянется ненадолго, потом отталкивает. боится, что за неё скажут мнение, не любит, когда за неё додумывают, переживает за свои личные границы, где в ее голову могут лезть, не говорит, если ей плохо и предпочитает переживать сама и никого в это не пускать. у нас с ней всегда были особые отношения, она научилась говорить слова любви. в то же время у неё есть другая близкая подруга. я никогда не ревновала к ней, потому что чувствовала, что наша связь особенная, она заставляла меня верить в это. она ревновала меня к другим моим подругам, а о подруге своей подруги говорила спокойно. их отношения стабильны, но были периоды, когда они не особо были на связи. она звала меня с ними, когда они выходили в кино, но обратной ситуации я не помню. у нас часто были конфликты, где я из-за своей тревоги просила у неё личные ответы на мой счёт, но она не хотела отвечать, ей это не нравилось, она говорила, что ее отталкивает, когда ее вынуждают отвечать на то, на что она не хочет отвечать, отталкивает, если она причиняет боль другим. но я была слишком беспокойной, мне казалось, ее ответы, то, что я желаю услышать или правда принесут мне покой. она старалась после таких выяснений на полуслове забыть ситуацию и продолжать делать вид, что ничего не было. и вот очередной раз на меня что-то нашло. я подумала, вдруг я для неё не самая особенная, как она для меня, хотя раньше у меня в этом не было сомнений, моё сердце чувствовало между нами особую связь. она не хотела отвечать, сказала, все ее близкие подруги особенные по-своему. этот ответ ввел меня в сомнения. я не хотела мириться с мыслью, что наша дружба была исключительной только в моей голове. я просто вынудила ее ответить, сказала, что не обижусь. и она сказала, что та подруга знает ее дольше, лучше, она доверяет ей больше, она более особенная для неё. это невероятно сильно разбило моё сердце. я просто не верю в это. ведь она ясно давала почувствовать, что между нами особая связь. на это она сказала, что не привязана ко мне. я невероятно разбита, и я все ещё не верю, ведь раньше она сама говорила, по своей инициативе, что я такая особенная для неё. я плакала всю ночь, что она пыталась не замечать, она сказала, что ей не все равно, но я страдаю из-за ерунды и это того вообще не стоит. я сказала, что уже была «особенной на втором месте» и не хочу этого снова. она ответила, что тоже такой была. потом сказала, что я на первом. я сказала, а как же то, что каждый для неё особенный по-своему и ее слова, что та подруга более особенная, разве это не противоречие? она сказала нет, что у той есть свой потолок, у меня свой. она сказала, что для неё все очевидно, а то что для меня это путаница и боль ей все равно, ведь это того совершенно не стоит. я не хочу принимать ее слова, она всегда давала мне верить, что я для неё самая особенная, а теперь говорит «извини, что ввела тебя в заблуждение». но моё сердце всегда чувствовало особую связь, я не могу поверить, что та подруга для неё более особенная. тогда почему мы проявляли инициативу друг к другу постоянно, в то время как они могли не общаться месяц. были разные ситуации. я принимаю, что они знакомы дольше, и она знает ее лучше, что доверие к ней может быть больше, но для меня особенность заключается в первую очередь в самой связи, любви. мне очень больно после ее ответа, я не могу найти себе покой, не знаю, что делать, ведь если она говорит правду, это означает, что исключительная особенность была только в моей голове, и я жила иллюзией. Могла ли она ответить подобным образом из-за своей контрзависимости, чтобы не признавать мою исключительность? Мне стыдно, что я плакала перед ней из-за такой «ерунды», была слабой. Сейчас она говорит, что все хорошо, но не проявляет инициативу, односложно отвечает мне. Я боюсь, что она больше не хочет со мной дружить из-за того, что я влезла в ее границы, показала слабость, и из-за того что она ранила меня. Но я хочу вернуть все как было. Я извинилась, сказала, что из-за свое тревоги я заставила ее делать то, что ей не нравится, что она не обязана была, что уважаю ее границы. Но она все же неинициативна как прежде. Я думаю, я ее оттолкнула. Скажите, пожалуйста, как исправить ситуацию? Я виновата, и я не хочу разрушать все из-за такой глупости и своей тревоги. Как наладить отношения? Потеряла ли она ко мне доверие навсегда? Могла ли она сказать, что другая подруга особеннее для неё, потому что я поставила ее перед выбором, и она в любом случае не призналась бы, что я особеннее? «ты же сказала, что не обидишься?» я не могу поверить в это. в ее день рождения пришли все, кроме меня, и она ждала меня. «ты первый человек, которому я так быстро открылась. ее (другую подругу) я не замечала долгое время». «ты особенная для меня». «в том, что ты тоже такая есть своя особенность и радость для меня». ну зачем она тогда заставила меня в это поверить. ее сестра говорит, что она не ревнивая, но я знаю, что она ревновала меня. но я не видела, что она ревновала ту подругу, когда у неё появилась другая и она долго не общалась с ней. в это время мы просто проводили время вместе «у неё кчтати появилась сейчас какая-то подруга, мы давно не общались». но сама она сравнивает себя с другими моими подругами и ревнует к ним.
Она честная, могла ли она вынужденно ответить, что та подруга особеннее, потому что я не оставила ей выбора? есть ли у неё привязанность ко мне? мы общались каждый день более полугода, проявляли взаимно инициативу.
для меня важно, чтобы я была такой же особенной, какая она для меня. она знает, что никто ее не любит так сильно, как я.
как восстановить отношения? что вы думаете об этом?

Ответы и советы психологов
Психолог, семейный психолог, сексолог
Ольга,  "показала слабость"- из за этого Дружбы не заканчивается. Иначе, что это за дружба, если не умеешь показать истинные и искренние эмоции?
Подумайте, нужно ли вам что то восстанавливать и стучаться туда, где вам не рады? Где вас не принимают с сашими эмоциями?
Психолог
Здравствуйте, Ольга. Могу ли я узнать, сколько вам лет, чтоб представить примерно формат взаимодействия ваш с подругой? Мне кажется то, что вы хотите знать, важны ли вы человеку также, как важен он вам — это нормально. В этом вопросе нет ничего такого, но может влиять контекст ситуации на ответ в том числе. Например, если вы действительно были очень обеспокоены и тревожны. Вероятно, вашу подругу могло оттолкнуть такое настроение и поэтому ответ был неожиданным. Гадать сложно о том, что чувствовал человек, с которым мы не можем побеседовать вместе сейчас, но можем больше узнать про вас и ваши отношения с подругой. Как именно проявлалясь холодность и замкнутость вашей подруги при общении (нежелание ее лезть к ней в голову)? Что вы чувствовали по этому поводу? Что говорят другие о вашей подруге, она со всеми так себя ведет? Мне показались, что описываемое вами поведение подруги можно назвать эмоциональной недоступностью, как будто она блокировала от вас свои эмоции и глубокие личные мысли. Также хотелось бы уточнить, что именно вы подразумеваете под словом "особенная", что вы вкладываете и почему это так важно?
Психолог
Здравствуйте, Ольга! Сочувствую Вам. Ваша тревожность, по сути - невроз, сквозит в каждой строке, каждой букве такого большого текста сообщения.
Видно, что Вам очень тяжело.
Ольга, мне хочется назвать Вас ласково: Олечкой, и утешить по-матерински.
Для меня такие мои чувства говорят о том, что Вы занимаете детскую позицию - обиженного ребенка, нуждающегося в таком утешении. Возможно, Вам не хватало привязанностей в раннем возрасте, Вас не долюбили близкие.
Со всем этим можно и нужно работать, чтобы помочь Вам, Оля.
Я прошу Вас перечитать ещё и еще раз Ваше сообщение и думать в процессе чтения о том, что даёт Вам необходимость ощущения себя особенной в душе подруги.
Почему и зачем Вам нужно быть именно "особенной", хотя можно дружить и радоваться друг другу просто потому, что Вы есть в жизни друг друга?
Тем более, что сама претензия на "особенность" и разрушает Ваши отношения, отталкивает подругу.