спрашивает: Светлана (Санкт-Петербург)
Мне 59 лет. Разведена, имею взрослую дочь, которая живет в другой стране.
Всю взрослую жизнь я жила отдельно от родителей.
Переехали уже, как 7 лет в Санкт-Петербург. Живем вместе со старыми родителями в трех-комнатной квартире. Решили так с дочерью, т.к. родители пожилые и им будет нужно помощь. И зря!
Всю жизнь отец был тираном, всем не довольным. Мама терпела и терпит. Руку на нас не поднимал, но так кричал и замахивался, что мы дети писались от страха. Взрослых уже выгонял из дома, говорил, что у него нет больше ни внучки, ни дочерей. Но, все проходило. Да мы и жили от них отдельно.
Сестра умерла от рака лёгких уже как 13 лет. Она его не навидела и могла не разговаривать с ним месецами.
Уже как лет 6 я себя поймала на мысли, что я его тоже ненавижу. Он кричит, матерится, всем всегда не доволен и все ему должны. Он стомированный больной, очень не аккуратный, за собой не убирает, говорит, что мы это должны делать. И я делаю, не могу же я жить в г....
Два дня назад из-за мелочи он на меня накричал, потом замахнулся. Я сказала, что я тоже могу ответить.... Тут началось, выгонял из дома, махал кулаком перед лицом. Мне страшно и больно! Как мужчина, отец может поднимать руку на женщину, дочь?!!!
Не знаю, что делать?! Боюсь за свое здоровье. Ненависть и злоба ни к чему хорошему не приводит. Уйти не могу, т.к. маме 90 лет, она плохо ходит, плохо видит и слышит. Ей нужна моя помощь. Да и я на пенсии. Хотелось помогать и ухаживать за родителями.
Знаю точно, что внутри все клокочет, даже голоса его слышать не могу. И боюсь, что, если что случиться, помогать ему я не буду, НЕ ХОЧУ.
Что делать? Мне стыдно, что в 60 лет я боюсь и ненавижу своего отца.

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте!
Тяжело жить в таких условиях. Здесь речи об отдыхе и не идет.
Варианты раздела имущества не расматривали? Чтобы отец уехал в однушку, а вы с мамой в двушку?
Есть юридическая возможност для этого? Кто собственник жилья?
Пользы от этого житьья нет. Мама ваша выбрала не разводиться, это ее выбор. Но вам не нужно жертвовать собой. Вам всего 59 лет. И прр этом вам уже 59 лет. Вторую жизнь никто не даст. Вам нужно тратит время на отых, хобби, общение с мамой, а не ссоры и страхи из-за отца.
Стыдится вам нечего, нельзя любить тго, кто уже в возрасте 90 лет так и не понял, что он тиран и что он приносит боль и срах. Нет вины и нет стыда.
Ваш ваиант это искать идеальный вариант размена, в идеале на одной лестничной площадке. Чтобы вы жили с мамой, а он отдельно, или же мать с ни, а вы отдельно, но рядом и могли целый день помогать.
Потому что измениь свое отношение не выйдет.
Поэтому думайте о размене. Или же , если у дочери есть финансы, пусть снимет вам квартиру поблизости.
Да, вы хотели жить рядом, в идеале это удобно и хорошо, но на практике вы портите свое здоровье и тихо ненавидите.  Также обсудите с дочерью вариант финансирования сиделки для отца. Вам будет полегче.
Обсудите с дочерью варианты размена/ съема и сиделки/ соц работника..
Кстати, а гос соц работник отцу не полагается? Узнайте, в Питере неплохая соц служба.
Если задача сохранить именно трешку в этом конкретено районе, это другое дело. Тогда лучший варинат- это сиделка с проживанием для родителей, а вам постараться занять себя увлечениями/ подработкой, личной жизнибю, волонерством, чем угодно, лишь бы не дома целый день.
Пишите мне на почту, будем обсуждать, искать решение. savina.moscow@gmail.com
Буду рада вас поддержать,
С уважением,
Анна Михайловна
Психолог
Вы невероятно мужественная женщина и ответственая дочь. Со старыми и больными родителями  очень сложно. Попробуйте найти других людей в аналогичной ситуации или на такой же работе, от рассказов своих проблем друг другу, обмена опытом вам уже станет легче. Это могут быть центры соцзащиты, курсы и сообщества нянь, сиделок, медсестер, волонтеров, которые помогают тяжелобольным и попавшим в кризисную ситуацию людям.
Психолог
Здравствуйте Светлана, вам нужно ответить себе на некоторые вопросы: какая у вас выгода живя с родителями, возможно вам негде жить, или вам привычно быть в роли жертвы, как ваша мама, или вы не хотите и боитесь  жить одна и т д . Перемены требуют смелости и себялюбия. Исправить отношение к себе, разрешить  себе жить в свое удовольствие ,можно только в терапии. Буду рада помочь.
Психолог
Здравствуйте, Светлана!
Это очень трудная ситуация! Вы большая молодец, что обратитлись за помощью!
И...я восхищаюсь вашей стойкостью и решением жить вместе с родителями. Ведь вы знали на что идете! Да, рано или поздно это закончится. но как жить сейчас и не сорваться, выровнять отношения с отцом?
И, да, работая только с собой вы можете сделать ситуацию сносной. Есть методы, позволяющие это сделать.
И это работа с вашими убеждениями и родовыми программами. Это нелегко, чудесных изменений в жизни не будет! Но вы сможете научится нейтрально относится к отцу, вас это не будет бесить. И есть, вероятность того, что отец тоже несколько изменится.
А сейчас подумайте на тему....почему вы выбрали себе этого отца? Какая вторичная выгода есть в этом для вас? Чему вы учитесь в этой ситуации.
И....мы ненавидим в других то, что на самом деле нас бесит в нас самих...
Все остальное можно проработать на терапии.
Вы умница и обязательно справитесь с этой проблемой!
Психолог, семейный психолог, сексолог
Светлана, "Боюсь за свое здоровье. Ненависть и злоба ни к чему хорошему не приводит. Уйти не могу, т.к. маме 90 лет, она плохо ходит, плохо видит и слышит. Ей нужна моя помощь."
Вам стоит посмотреть на ситуацию с другого ракурса.
Ведь можно помогать родителям, и не проживая с ними на одной территории. Можно и приходить ежедневно, и найти помощницу по уходу.
Пока вы действуете из чувства тотального долженствования и чувства вины (внушенного вам).
Рассмотрите другие варианты, более экологичные для вашего здоровья.