спрашивает: Милана (Москва)
Здравствуйте, мне 18 лет.
Как наладить отношения с родителями, избавиться от боязни совершить ошибку и избавиться от неуверенности в себе?
Мой самый главный страх это опозориться, показаться глупой в глазах других людей, допустить ошибку. Я понимаю, что все люди ошибаются, но когда это происходит со мной, то я сильно накручиваю себя из-за этого, чувствую себя глупой.
Также я очень боюсь не оправдать чьи-либо ожидания.
Отношения со сверстниками хорошие, буллингу с их стороны не подвергалась.
Сейчас с родителями в комфортных отношениях, но раньше с их стороны бывали поступки, которые обижали меня. С папиной стороны это касалось внешности, ему не нравится когда я крашусь. Но я особо не обращаю внимания на его обзывательства по типу: наштукатурилась, ты когда накрасишься на обезьяну похожа. Потому что я явно не обезьяна, у меня красивое лицо и внешность мне в принципе нравится. Иногда кажется, что щеки слишком большие, но пока не сильно загоняюсь из-за этого. С маминой стороны, единственное самое обидное оскорбление - ослица, это было из-за того, что я просто не выделила запятыми причастный или деепричастный оборот в своей статье.
Прошлые отношения были первыми и последними, мы были разными людьми в плане ценностей, я это поняла уже потом. Расстались из-за того, что ему хотелось побыть одному.
Меня тревожат какие-либо выступления, например, ответ у доски, защита проекта или сообщения, хотя я всегда готовлюсь к урокам. Но начинаю сильно волноваться из-за своего страха сделать что-то не так. Иногда мне сложно поднять руку на уроке и ответить материал, даже если я целый вечер уделяю подготовке к предмету и уверена что знаю. Как будто в последний момент упускаю возможность из-за неуверенности. Это то, от чего я хочу избавиться. Еще я считаю себя неуверенным в себе человеком. По словам окружающих я часто говорю тихо. Я стараюсь напрягать голос, но для остальных это все равно тихо, не знаю конечно связано ли это как-то с моей неуверенностью.
В последнее время у меня появилась такая проблема как неконтролируемое дрожание. На итоговом сочинении я особенно ярко это почувствовала. Меня трясло даже когда я написала все, я была полностью готова к экзамену, уверена что сдам, но как только вошла в аудиторию и села, у меня мелькнула мысль о том, что все взгляды прикованы ко мне и я стала дергаться(
Еще мне сложно знакомиться с людьми. Я сильно волнуюсь и долго решаюсь на это.
У меня есть младший брат, ему 14.
Я очень хочу поступить на журфак в один из московских вузов, поэтому сейчас моя цель - поступление. Моя мечта - стать более уверенной в себе, побороть страхи. Поскольку это сильно мешает жить полноценно. Тем более в моей будущей профессии уверенность очень важна.
Обид можно сказать нет, только если на родителей за их неосторожные слова и вторжение в мое личное пространство - социальные сети. ( один раз я забыла выйти со своей страницы в вк на семейном компьютере и мама решила, что ей можно читать мои переписки. Потом был скандал из-за того, что я писала мальчику ночью, спрашивала как дела, он мне нравился. Это было глупо, я потом уже поняла. Детский импульсивный поступок, который стоил мне нервов. Родители устроили сильный скандал. Зачитывали мою переписку с ним и комментировали. Хотя там ничего не было кроме безобидного вопроса и отказа этого мальчика в общении). Я бы не сказала что прям обижаюсь, просто запомнила эти поступки, меньше стала доверять.
Заранее, благодарю Вас за помощь!

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте, Милана!
Мне было очень грустно читать вашу историю. Судя по всему, у вас контролирующие родители, которые не соблюдают своих и ваших личных границ.
В Вашей жизни было много оценивания и у вас уже закрепился такой стиль поведения: спрятаться, быть как можно незаметнее. Ваши родители ведут себя так не потому что не любят или хотят сделать вам плохо, просто они сами не справляются со своими процессами. Предположу, что когда папа делал вам замечание по-поводу макияжа, ему было сложно принять что вы уже не маленькая девочка, а взрослая красивая девушка и он не знает как с вами такой общаться, у вас ведь совсем другие интересы теперь. Делая замечание по-поводу ошибок, мама, к примеру, сама боится совершать ошибки и выглядеть глупо со стороны и тем самым предъявляет эти требования вам. Но это их ценности, которые навязаны вам, а у вас есть право выбирать — принять их или нет.
Вы стали взрослой и нужно отказаться от идеализации родителей и принять право на свое мнение и свой взгляд на жизнь, даже если он не нравится родителям.
Практикуйте внутреннего наблюдателя, это очень полезный навык, который сыграет большую пользу в дальнейшей жизни:
- Когда вы понимаете что очень волнуетесь, закройте глаза, глубоко вдохните через нос, заполните воздухом живот, грудная клетка двигаться не должна и медленно выдохните через рот. Так не менее 3 раз.
- Посмотрите на себя как будто со стороны, не оценивая себя, словно смотрите «кино».
- Послушайте, чей голос вас критикует изнутри. Мамин или папин? Это они боятся показаться глупыми и опозориться? Вы — не они!
- Скажите себе что вы — в порядке, что совершать ошибки — это нормально, это ваш уникальный опыт, который вы проходите сами.
Научитесь поддерживаться саму себя, слышать свои эмоции, осознавать свои потребности.
Рекомендую к прочтению книгу Вероники Хлебовой «Сепарация. Как перестать зависеть от других людей»
Удачи вам!
Психолог, семейный психолог, сексолог
Марина,
Начните первично действовать самостоятельно
Постоянно работать над своими мыслями. Медитация – первый шаг на пути к гармоничным мыслям и искоренению негативных эмоций. Регулярные занятия медитацией приводят размышления в порядок, повышают настроение, развивают способность трезво и непредвзято смотреть на окружающий мир и на себя.
Эмоциональный вакуум поможет заполнить поход в кино, театр, прогулка с друзьями, посещение нового места или забота о слабых (сиротах, пожилых людях, брошенных домашних животных);
Завести дневник. Записывая все свои страхи и переживания в отдельную тетрадь и анализируя их в дальнейшем, можно обнаружить причины стресса, чтобы найти пути их преодоления.
В стрессовых ситуациях постараться расслабиться с помощью приятных занятий: танцев, плавания, езды на велосипеде, йоги.
Прислушиваться к себе и своим желаниям. Важно поломать стереотип о том, что беспрекословное согласие на любую просьбу окружающих в ущерб собственному благополучию, поднимает вас в их глазах. Скорее наоборот. А вот вежливый отказ от предложения или просьбы, идущей вразрез с вашими желаниями, покажет силу вашего характера и вызовет уважение.
Для решения вопроса по выступлению, рекомендую к прочтению книгу Д.Карнеги "Как перестать беспокоиться и начать жить"
Психолог
Здравствуйте, Милана. В Вашей истории действительно есть нарушение границ со стороны родителей и вместо понимания, критика, это вызывает страх ошибок. Разобраться со своими обидами, научиться выстраивать границы, сепарироваться, вот задача, которую стоит решать. К сожалению в переписке эти задачи не решаются.