спрашивает: Саша (Краснодар)
Здравствуйте, очень интересно с чем может быть связано изменение в поведение и образе жизни человека? И к чему это может привести. Это временно или признак обратиться к специалисту? Год назад со мной начал жить брат, на тот момент ему было 17 лет. Сначала всё было не плохо, мы нормально общались, но примерно пол года назад он начал понемногу меняться, пока это полностью не стало заметным. Он стал более закрытым, можно сказать помешанным на чистоте. К нему нельзя зайти в комнату, при этом в мою он заходит. Может пойти в магазин в резиновых перчатках, к железным поверхностям (двери, ключам) только через перчатки. Часто моет руки, избегает прикосновений. Когда приходит домой, куртку снимает за порогом, сразу идёт в душ, не готовит, покупает только готовую еду, не ест фрукты, скудно питается. Если бы не ел то что я приготовлю, то я не знаю что. Практически со мной не разговаривает. Если заходит ко мне в комнату, пытаюсь с ним поговорить, отвечает односложно или молчит, иногда может молча зайти, посмотреть телефон минут 10 и так же молча уйти. Меня как будто нет. Вечером сидит в гостиной читает, если прохожу мимо пытаюсь начать разговор, всем своим видом показывает, чтобы я сказала всё что хотела и ушла. Меня это всё уже стало ужасно раздражать, жить с ним мне придётся ещё минимум год. Он полностью отдельно. Родители говорят что это может быть переходный возраст поздно начался. Месяц назад ему исполнилось 19. С чем это всё может быть связано и что это вообще такое?

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте, Александра!
С этим уже к психиатру.
Психолог, семейный психолог, сексолог
Ольга, очень похоже на депрессивную реакцию, вызванную длительным напряжением и неразрешенным конфликтом, или стрессом.
Психолог
Здравствуйте, Саша!
Думаю, что о переходном возрасте говорить не стоит. Он ведь все-таки взрослая личность и относиться к нему как к ребенку, не стоит. Скорее всего это похоже на какой-то жизненный кризис. Вполне возможно, связанный как раз с взрослением. Вполне возможно, что в его понимании взрослый человек именно так должен себя вести с сестрой, сдержанно и без лишних слов. То, что он "тревожен", боясь заразиться - это уже другая история. Может быть он действительно, обеспокоен чем-то заболеть, а может быть кто-то из его знакомых заболел и он теперь старается себя уберечь. Здесь все сугубо индивидуально. Невозможно обсуждать брата, не зная его проблемы и является ли для него это проблемой. Родители, безусловно, должны обратить на это внимание и поговорить с ним. А вдруг, у него есть реальные проблемы о которых он молчит.
С уважением,
Психолог
Здравствуйте, посоветуйте вашему брату, в мягкой форме, обратиться к специалисту. Параллельно старайтесь не зацикливаться на близком общении, занимайтесь своей жизнью. Если не сможете самостоятельно, обратитесь к специалисту. Буду рада помочь.
Психолог
Если с ним придется еще жить год, попробуйте жить, как если бы это был сосед. Не сосед, с которым вы дружите, а именно сосед, чужой человек. Это минимальное, что можно рекомендовать.
Если очень тяжело поступать так, обсудите с психологом свои чувства, займитесь своими делами и устройством жизни.
Психолог
Здравствуйте, Саша! Вы очень наблюдательны, заметили много деталей. Некоторые особенности поведения, которые вы описываете ("помешан на чистоте", "в перчатках", "часто моет руки" и т.д.), действительно похожи на симптомы обсессивно-компульсивного расстройства (ОКР). Такое состояние может быть связано с эмоциональным потрясением, которое психике не удалось переработать и пережить. Симптомы являются компромиссным решением, дают временное облегчение (в каком-то смысле мытьё рук позволяет почувствовать контроль над ситуацией), также могут формироваться ритуалы, которые снижают тревогу. Но как правило эти "помогающие" симптомы приводят к определенным ограничениям и всё -таки не решают проблему. Поэтому рекомендую вашему брату обратиться к специалисту - психиатру или психотерапевту.