спрашивает: Елена (Краснодар)
Добрый день. Развелись с мужем в январе 2024 по его инициативе. Есть сын 9 лет.
Каждый день звонит сыну. Занимается сыном, забирает со школы, водит по кружкам. Подбирает выходные под меня. Чтобы когда я на работе он с сыном проводит время. Это 4 дня в неделю. Днем, ночует сын дома со мной, иногда сын у него ночует, 1 раз в неделю. В этом все хорошо.
Но вопрос состоит в том, что муж говорит ребёнку всякую ерунду, что якобы он ищет новую жену, что он ночью не ночует дома, причём ребёнок приносит информацию о каких то женщинах и все время разные имена. и всякие глупости которые совсем не нужны ребёнку. Для чего это он говорит незнаю. Пыталась с ним поговорить, говорит что это ребенок сочиняет. Но я думаю что ребенок не может такое придумать сам. Я считаю что он травмирует психику ребёнку.
Как быть в такой ситуации? Лишить общения не могу. Для ребёнка дорог отец. Как лучше поступить?

Ответы и советы психологов
Психолог, семейный психолог, сексолог
Скорее, бывший супруг вам таким способом "мстит".  У него на вас сильная обида. И ребенок стал в ваших играх "разменной монетой" .
Поанализируйте причины развода и поговрите с бывшим сами. Попросите прощения за прошлые недомоловки и обиды. Поговорите с ним по-человечески, без критики и упреков. Чтобы ребенку вреда не нанести такими разговорами. Донесите это до бывшего.
Психолог
Здравствуйте, Елена!
Вас беспокоит состояние ребенка? Тогда поговорите с ребенком. Откуда он знает то, что говорит, кто ему сказал, при каких обстоятельствах, в какое время, чем они с отцом в это время занимались, как папа это говорил грустно или весело, общем, выясняйте подробности. И здесь вы сразу поймете, выдумал ребенок эти истории или нет. Если нет внятных ответов, я забыл, или путается то, да, ребенок сочиняет. Тогда спокойно и доверительно, очень тепло поговорите с ним, спросите, зачем он это делает.
И, скорее всего, ребенок просто хочет, чтобы вы были вместе как раньше и ищет способы вас сблизить. Пусть вот так неумело и парадоксально.
Если ответы быстрые, без путаницы и логически выстроеные, значит да, такие разговоры идут от папы. И тут уже разговаривать с папой. Если ему хочеться мстить вам и причинять боль через ребенка, значит пригрозить, что сократите время общения с ребенком и скажете сыну всю правду о том, что отец бросил вас и разрушил семью!
Конечно, ничего такого сыну говорить не нужно до определенного возраста, ему  и так сейчас нелегко. Но пригрозить бывшему мужу можно! Если он просто не знает как объяснить сыну текущую ситуацию, пусть просто ничего не говорит, обсудите общую версию вашего расставания, которую вы оба будете транслировать сыну. Это смягчит ситуацию. Ребенок любит вас обоих и ему нужны вы оба, дружные и счастливые.! Вот и объясните ребенку, что вам так лучше, так вы счастливы, что в жизни такое бывает.
Удачи вам!
Психолог
Здравствуйте!
Лишать общения не нужно. Пусть, наоборот, папа привыкает проводить время с сыном мнтересно. Потому что  после того, как найдет новую жену, ему важно будет иметь сильные положительные эмоциональные воспоминания о времени с сыном, чтобы ощение не угасло, думаю, понимаете, что имею виду.
Что делать?
1)  поговорить с сыном спокойно и с интересом. А то за новая жена? А что ты сам об этом думаешь7 Что чувсвуешь по этому поводу? Пусть подроюно именно свои мысли и эмоции опишет.
2) Предложить сыну с психологом пообщаться на эту тему. В принципе про развод, его перпеживания, что родители не вместе, что папа кого-то ищет, страхи, что папа совсем исчезне, ревность и тд- это будет очень большой помощью сыну!
3) с  бывшим мужем спокойно и в положительном ключе поговорить, чтобы не давал откровенных деталей о личной жизни, отвечал только крастко и сдержанно. С бывшим  мужем просто мега уважительно и доброжелательно общаться, чтобы он негатив на сына не транслировал.
Ребенок может и не сочиняет, но может в принципе преувеличивать+ смешивать реальные слова папы и то, что он слышал в кино/сериаах/ друзей/ интернета. В 9 они много уже чего наслушались. Поэтому может сплестись все это. Мржет, у него псоле развода тсрах, что папа совсем уйдет, ревность ли еще что-то.
Поэтому мягко, доброжелательно, без нервов.  Сыну сказать, что в личную жизнь не стоит вмешиваться, когда папа выберет себе новую жену, он сам все расскажет, не трать время на это, говори с ним об ваших общих интересах, о своих друзьях, не прилично слишком много говорить о личной жизни.
В идеале, хорошо бы реебнку (без мамы) с психологом пообщаться (пару раз) и вам тоже взять консультацию.  Это может помочь и пониманию того, что происходит, и снять  напряжние.
Если заинтересуетесь в получении консультации, то прошу написать на почту savina.moscow@gmail,com
С уважением,
Анна Михайловна
Психолог
Добрый день, Елена!
Здесь важно понаблюдать за ребенком, как он эту информацию преподносит Вам и какая Ваша реакция на сказанное? Ребенок может манипулировать, но это не известно до момента, пока Вы это не выясните, не вопросами, а наблюдением. Попробуйте не реагировать на его рассказы и понвблюдайте, что будет.
С уважением,
Клинический психолог
Здравствуйте, Елена. Ситуация не простая, надо разбирать все детали.
Предлагаю свои услуги.
Психолог
Добрый день, Елена! В Вашем случаи стоит обратить внимание на то, что Вы обращаете внимание на это)) Возможно, ваш ребенок просто стал способом для манипуляций. Скорее всего Ваш муж до сих пор морально не закончил с Вами отношения. И ему например хотелось бы, что бы Вы знали о его личной жизни через слова ребенка. И второй вариант - он делает это неосознанно, но Вы до сих пор не отпустили мужа, и Вас цепляет эта информация.
Я не думаю, что он может нанести вред Вашему ребенку. Так или иначе он всё равно будет вовлечен в жизнь отца - Вы не сможете его оградить от этого. Не нужно лишать их общения - перестаньте акцентировать на этом внимание и эти разговоры сойдут на "нет". Удачи Вам!