спрашивает: Ирина (Москва)
Здравствуйте. В декабре 2023г умер мой муж. Жили мы не сказать, что дружно, часто ссорились и вообще меня многое не устраивало в нем, как в человеке. Но я чувствовала все же опору, защищённость, уверенность в завтрашнем дне.
Теперь ничего нет. Живу. Дышу. Хожу на работу. Общаюсь с людьми достаточно много. Но все чаще ощущаю покинутость. Умерли все - родители, бабушка, дочь, любимая кошка, теперь вот муж. Остался маленький пёс чихуахуа, которому скоро 8 лет. Если думаю и о его смерти - вообще нет смысла и желания жить.
Останавливает и не останавливает одновременно неодобрение церкви суицида, невозможность потом встретиться с родными людьми там. Только это.

Ответы и советы психологов
Психолог, семейный психолог, сексолог
Утрата близкого человека,  — это большое испытание. Такая потеря не оставляет в человеке ничего живого. Стоит принять тот факт, что жизнь уже никогда не станет прежней. Слезы, сожаления — это нормальное выражение скорби. Однако человек способен пережить горе и справиться с трудностями. Первое время будет очень тяжело, но жизнь продолжается. Необходимо это осознать.
В этот период человек может испытывать самые разнообразные виды чувств: страх, сожаление, злобу, обиду, отрицание произошедшей трагедии. Все это естественно для родителей после смерти ребенка. Нельзя говорить, что тосковать и плакать — это плохо. Все должно выливаться наружу. Нужно плакать, если хочется. Дав волю переживаниям, можно помочь себе справиться с потрясением после гибели дорогого человека. Немаловажно принять случившееся. Понятно, что на первых порах это невозможно, однако, если постоянно отрицать то, что сын больше не вернется, дальнейшая жизнь станет мучительной и невыносимой.
Каждый человек имеет собственный характер. Кто-то способен пережить потерю  в короткие сроки, кому-то требуются для этого годы. До недавнего времени психологи считали, что после смерти дорогого человека родственник проходит 5 этапов: шок, отрицание, осознание, принятие, успокоение. Однако в наши дни практически каждый психолог скажет, что данная теория не совсем верна. Нельзя разделить страдания на этапы, поскольку в этот период человек испытывает целый ряд чувств, эмоций. Они могут повторяться, сменяться другими.Каждый человек воспринимает горе и переживает его по-своему.
Вылечить боль невозможно. Но обуздать ее, притупить, научиться отвлекаться – вполне реально. Здесь все способы хороши:
1. Выражайте свое горе в творчестве. Напишите стих в честь мужа, нарисуйте картину, вышейте икону бисером.
2. Нагружайте себя физически. Это может быть спорт, постройка дома или дачи, облагораживание участка. Большие нагрузки притупляют эмоции.
3. Делитесь своей болью. Нужно обязательно найти человека или людей, которые могут разделить с вами горе. Если среди близких вы не находите понимания, начните общаться в интернете.
4. Обратитесь к врачу за назначением успокоительных препаратов. Специалист сможет подобрать лекарство, помогающее стабилизировать эмоциональный фон. Вам будет легче держать себя в руках, уменьшится боль, нормализуется сон, исчезнут другие признаки стресса.
5. Не прибегайте к помощи алкоголя, наркотических веществ, не принимайте серьезных препаратов без назначения врача. Эффект от этих способов может быть прямо противоположным.
6. Начните помогать нуждающимся. Нерастраченную любовь к мужу можно использовать во благо. Помогите малышам из детского дома, никогда не знавшим родительского тепла. Накормите бездомного, сделайте пожертвование в фонд помощи больным детям, позаботьтесь о животных или одиноких стариках.
7. Напишите письмо мужу. Изложите все то, что вы ему хотите сказать на бумаге, а затем сожгите ее. Пишите столько, сколько нужно для облегчения боли.
8. Отвлекайтесь. Смотрите комедийные фильмы, читайте книги, готовьте сложные блюда, затейте ремонт или найдите любое другое занятие, которое отвлекает от тягостных мыслей хотя бы ненадолго.
9. Ложитесь спать вовремя, регулярно принимайте пищу. Вы должны делать это через силу. Правильное питание и сон помогут быстрее оправиться от горя за счет уменьшения в крови гормонов стресса.
Психолог
Здравствуйте, Ирина!
А что если только сейчас начинается ваша настоящая жизнь? Когда можно все время посвящать тому, что вам нравится? А что если это время дается, чтобы вы разобрались в себе и поняли, что вас по-настоящему зажигает? А что если именно сейчас вам можно найти новые отношения, котроые будут наполнять вас любовью и нежностью. Что если можно создать новую семью и заботиться о родственниках? Что если просто найти радость жизни и суметь поделиться ей с другими?
Всегда, когда вам грустно, тяжело и просто невозможно жить, найдите тех, кому также плохо и начните заботиться о них. Или просто о ком-то или чем-то ЗАБОТИТЬСЯ, хоть о цветах! Это исцеляет! Проверено много раз!
Или приходите на терапию! Всего вам хорошего!
Психолог
Здравствуйте, Ирина.
Я соболезную Вашему горю и сочувствую Вашим потерям... Бог знает, почему близкие умирают, почему так устроен мир, что каждому из нас приходится сталкиваться со смертью родных людей...
Мне близка идея, что каждый из нас состоит из тела, души и духа. Тело умирает. Что становится с душой - не очень понятно, возможно, она отправляется к Богу (но это, конечно, не точно)... А вот Духовная часть - не умирает. Она остается здесь, в тех следах, которые оставила на земле - в делах, в мыслях других людей, в их воспоминаниях - в ваших, Ирина. В Ваших воспоминаниях продолжают жить все ваши близкие, пока живете Вы. И Вы можете мысленно общаться с ними, с их духовными личностями. Вы можете мысленно поговорить и как будто бы «услышать» от них ответ, представив, что они отвечают Вам.
Да, они умерли. Но Вы их помните, и они дороги Вам. Наверняка, у вас были счастливые моменты, и этого никто и никогда не сможет отнять. Это четко зафиксировано прошлым. И навсегда с вами.
У каждого из нас свои задачи и смыслы. Бог знает, возможно, ваш – справиться с этим потерями и научиться жить, храня в своей памяти любовь и светлые воспоминания. Но найти СВОИ смыслы и определить СВОИ задачи – можете только Вы.
Если сочтете, что я могу быть Вам полезной в этом – я буду рада помочь и  поддержать Вас.
С уважением,
Александра
Психолог
Ирина, добрый день! Во первых - что будет "там" - никто не знает) Не надо так стремиться к смерти - мы все рано или поздно умрем, в любом случаи. Таков закон природы. Да, так случилось, что люди ушли из вашей жизни - но Вы должны продолжать жить. Ещё очень мало прошло времени с момента потери - дайте себе время прожить утрату. Не ассоциируйте себя с другими людьми - поймите, что Вы - разные люди с разной миссией. И один ушедший человек не должен уводить второго. Для Вас стоят другие задачи - и Вы нужны именно здесь, и именно тому большому количеству людей, с которыми Вы общаетесь. Я очень Вам рекомендую обратиться к психологу - прям через "нехочу". Просто сделайте это. Проживание утраты - это процесс, который требует времени.
Но, начать Вы можете с написания новых смыслом. Мой основной принцип - смыслов и целей в жизни должно быть много. Очень много. Так много, что Вам не хватило бы и трех жизней) Всегда нужно искать новые смыслы жить. И Вы всегда можете найти поддержку, друзей по интересам, новое хобби, нового партнера, завести кота - осознайте, что Ваша жизнь - она продолжается. И Вы нужны этому миру. И Вы очень важны. И ваши истинные желания - не в смерти, а в жизни! Можете мне написать - у меня есть некие материалы по проживанию потери - возможно, Вам помогут. Удачи Вам!
Психолог
Здравствуйте,Ирина.
Мир очень разнообразен.И все зависит от того,что является приоритетным направлением в собственном анализе жизни.Можно думать так-Осталась я одна с собачкой.Но,этого достаточно,что бы все Ушедшие были счастливы на небесах,потому что,они рады мне,которая имеет много сил для жизнелюбия,что бы пожить и за каждого из ушедших,с оптимизмом,с юмором,с жизнелюбием,искрометно.Тогда,не только мне,но и воспоминаниям о них будет светло и живо.Я,своим оптимизмом вселю в них веру в себя и наводню их недостающим счастьем, которое забрала смерть.Я буду жить в три силы,ради всех Ушедших!И второй вариант-Все ушли,настало мое время уходить или считать деньки.Ничего хорошего уже не будет.Буду просто жить по течению и заниматься обратным отсчетом,находясь в унынии и депрессии.Второй вариант-Ваш,сегодняшний.А для первого варианта-важно быть сильной,волевой и самодостаточной.ВЫ скажете,а что делать,если я такая и ничего с этим не сделать.Что Вы такая -согласен.Но,изменить себя и почувствовать новый вкус жизни,за всех-можно в личной разговорной терапии.Техника-стать счастливой пока в самой терапии.И потом,постепенно-тиражировать оптимизм и жизнелюбие в жизнь.
Такой терапевтический путь есть.Обращайтесь,Вам можно помочь.
Психолог
Здравствуйте, Ирина! В этой жизни, длинной в пол вздоха не планируй ничего кроме любви.. Так говорил иранский поэт и мистик Руми. Есть кризисные психологи. Мне, в аналогичной ситуации, помог один Старец. Животные помогают, присмотритесь. На кольце у Соломона было написано "И это тоже пройдёт."  Будьте здоровы!