спрашивает: Ольга (Санкт-Петербург)
Несколько месяцев назад у моего сына-школьника был день рождения. Позвал своих друзей, одноклассников, отмечали в развлекательном центре, бюджет был приличный. Один из приглашенных мальчиков пришел с подарочным пакетом, поставил его в угол, я решила, что это подарок. Но не дожидаясь конца праздника, его по-тихому забрал родитель, и этот пакет ребенок унес с собой. В итоге получается, пришел без подарка, ушел по-английски, не прощаясь. Ну да ладно, мы сделали вид, что не заметили, сын мой не заметил, я внимание на этом не акцентировала, чтобы сыну не было обидно. Считаю, что это плохой тон - прийти без подарка, неуважение к имениннику, но и трагедии никакой в этом нет. Прошло время и этот мальчик пригласил сына на день рождения. В последний момент, вечером в пятницу сказал, а идти надо было утром в субботу. Уже не успевали с подарком, да и учитывая, что в той семье не считают нужным приходить с подарка и, то я решила, что мы квиты.
А теперь этот мальчик требует у моего сына подарок, да еще какой-то конкретный (недешевый). Честно говоря, с одной стороны, я считаю, что надо быть выше этого, подарить подарок да и все. Но с другой стороны, как-то странно получается - к моему сыну можно приходить с пустыми руками, а этот мальчик требует подарок. Как быть не знаю?

Ответы и советы психологов
Психолог, семейный психолог, сексолог
Ольга, ваш сын уже взрослый человек и может сам задавать вопросы и отвечать на них. Позвольте ему самому решить этот вопрос с подарком и тем мальчиком.
Чувствуется ваша гиперопека, из за которой страдает ваш сын.
Поразмышляйте в эту сторону.
Психолог
Здравствуйте, Ольга!
Все недоразумения всегда решаются переговорами. Нужно просто задать прямой вопрос этому мальчику: " Что ты подарил мне на мой день рождения?" И спокойно выслушать ответ.
Потом также задать прямой вопрос: " Что ты хочешь в ответ на твой подарок? Придти к тебе на день рождения без подарка и ты примешь мою открытку и устные поздравления. Могу еще песню спеть (например) т.е подарить не материальный подарок" Или я не приду на твой день рождения совсем, потому что дарить тебе что-то не считаю нужным"! Выбирай! И поступить так, как выберет этот мальчик. Это не обидно, он сам выбрал.
Подумайте, какие еще варианты могут быть.
Т.е. выводите на обсуждение эту проблему и даете то, что он сам выберет.
Удачи вам!
Психолог
Здравствуйте Ольга. Здесь вопрос скорее не в справедливости, а в тех чувствах и эмоциях, которые вы испытывали по отношению к ситуации. Мальчик может требовать все, что угодно, но вы можете поступить так, как сочтете нужным, обсудив эту ситуацию с сыном, быть честным с ним и поддерживать его.
Психолог
Ольга, добрый день! Думаю, что в Вашем случаи не нужно было утаивать сложившуюся ситуацию - потому что это уже вопросы взрослых. Ребонок он ведь лишь бессознательно "берет" модель поведения своего родителя - поэтому в такой ситуации имело смысл обсудить это с родителями. И не потому, что вы жадная или мелочная - а именно что бы избегать вот таких ситуаций, которая произошла позднее.
Вы можете попробовать несколько вариантов для выхода из ситуации. Первый - обсудить ситуацию с родителями (так как из ваших слов мы поминим, что родитель посчитал, что подарок незамечен - поэтому его можно забрать обратно). Второй - в разговоре с мальчиком "поднять" эту тему и узнать у него, какой он подарок подарил вашему сыну. Третий вариант - купить и подарить ему подарок. Я не рекомендую Вам идти на поводу требований чужого ребенка - учитывая, что его родители неуважительно поступили. Их мотивы здесь не важны. Учите своего ребенка так же отстаивать свою правду и свои границы - сначала он купит ему дорогой подарок, но Вам не кажется, что это может стать неким началом? Только Вы можете показать ребенку, как поступить и встать на его защиту - он ведь ничего не должен этому мальчику, верно?) Удачи Вам!
Психолог
Ольга! В обществе существуют традиции. Их лучше придерживаться. Они составляют уклад жизни, нашу опору в обществе в трудное время. Чтобы дружить люди должны иметь одинаковый уклад, одинаковые интересы и ценности. Если что-то не так происходит, не нужно общаться. Ваш уклад жизни подразумевает подарок? Тогда так и поступайте в любом случае.