спрашивает: Мила (Иркутск)
Здравствуйте. Мне 15 лет. Я записалась на курсы по английскому языку и завтра мне предстоит созвониться с моим, скорее всего, будущим репетитором, для того, чтобы всё обсудить. Я не знаю как мне быть. Дело в том, что завтра мне предстоит поговорить по телефону с совершенно незнакомым мне человеком. Я не знаю как себя вести. Я панически боюсь разговаривать по телефону, я всегда и при любых обстоятельствах пишу сообщения. Когда люди звонят мне, я скидываю трубку намеренно, так как элементарно не могу ответить. Если я отвечу, я тут же начну заикаться и не смогу даже двух слов связать. Так же, если у меня появится репетитор, мне предстоит общаться и разговаривать с ним с глазу на глаз. Не будет одноклассников или кого-то ещё, у нас будут индивидуальные занятия. От одной мысли об этом, меня бросает в дрожь. Я сильно боюсь оставаться с кем-то один на один. Мне кажется, я не смогу так заниматься, так как мне страшно от одной мысли об этом. Вообще, я не всегда была такой. Это началось лет так с 11, когда я постепенно начала закрываться в себе из-за того, что начала терять друзей и загоняться. На данный момент я не могу элементарно начать разговор с малознакомым мне человеком, хотя раньше я всегда была душой компании. Сейчас для меня большой труд выйти одной в магазин, в школу, куда-то в центр или оживленное место. Мне всегда и везде нужен рядом человек. Я не могу есть в общественных местах, спокойно идти, сидеть или вылаживать что-то в соц.сети. Моё сердце выпрыгивает когда со мной говорит кто-то, проявляет ко мне внимание (будь то учителя, продавщицы и т.д.). Я сразу же теряюсь, когда на меня смотрят. Мне кажется, что надо мной смеются. Кажется что все меня обсуждают и я им не нравлюсь. У меня была огромная компания друзей, но теперь остались 2 подруги. Я не могу с кем-то подружиться, так как стоит мне прийти и я начинаю молчать, думаю что за каждое моё неверно сказанное слово или нелепо действие меня обсмеют. Завтра мне предстоит встретиться с репетитором. И вместо того, чтобы беспокоится о том как чётко донести ему всё что я хочу получить от уроков с ним, я парюсь о том, что он подумает как я глупа и нелепа. Подумает что я не способная и будет так же обсуждать меня с другими учителями. Ещё я не могу поддерживать зрительный контакт от слова совсем. Я не могу и не переношу когда человек смотрит мне в глаза. Когда выхожу в люди, мои руки постоянно, каждую секунду обшаривают каждый сантиметр моего тела. Чтобы была идеальная одежда, не была где-то замарана, чтобы не дай Бог было помято, или же волосы растрепаны, ведь обо мне подумают плохо. Из-за своего состояния я отказываюсь от многого, от чего не хотела бы отказываться. Даже сейчас я думаю отказаться от репетитора по английскому, но понимаю что он мне необходим и что я сильно вдохновляюсь и люблю язык. Я старалась сама справится с ситуацией, но не получается. Старалась чаще выходить в люди, много общаться, смотреть самой в глаза другим и всё такое. Но чем больше я себя так веду, тем больше у меня словно садится моя внутренняя батарейка. Не рассказывала об этом родителям, так как не хочу чтобы они беспокоились и переживали. Так же я постоянно так странно реагирую на внимание от незнакомых мне людей. То есть, стоит им уделить мне немного внимания, и я сразу думаю, что нравлюсь этому человеку. (будь то женщина или мужчина) то есть, нравлюсь не в плане романтического понятия, а просто - как человек. Я начинаю придумывать сценарии в голове с тем или иным человеком. Начинаю считать что нравлюсь ему или ей и мне кажется что он уделяет мне больше внимания, нежели другим. А потом, когда я понимаю что человек лишь единожды уделил мне внимание, или же он уделяет это внимание всем, мои придуманные сценарии разбиваются об реальность. Я потом подавлена 2-3 дня. Пожалуйста, подскажите что мне делать. Я устала...

Ответы и советы психологов
Психолог, семейный психолог, сексолог
Мила,
перелагаю вам технику «Как договориться со страхом».
В спокойной и не отвлекающей обстановке начните глубоко дышать. Теперь начинайте думать о страхе, о ситуациях, связанных с ним. И ваше тело откликнется. В какой-то момент этот страх проявится в теле. Это может быть и какой-то образ, и ощущение.
А теперь концентрируйте ваше внимание на нем и начинайте его исследовать.
• Если бы он имел цвет, какой бы он был?
• Какой он формы?
• Он легкий или тяжелый?
• Из какого материала он сделан?
А теперь перенесите все ощущения и образы на бумагу. Нарисуйте его образ.
И сравните эти два образа.
Образ, нарисованный красками, начинайте перерисовывать, изменяя форму и добавляя краски. Перерисовывайте до тех пор, пока он не станет вам нравиться.
Теперь вернёмся к образу внутри вас. Мысленно выньте его и положите на пол или оставьте у себя в руках. Задайте вопрос: что полезного он вам несет и хочет рассказать. Внимательно слушайте себя и ответ. Каждый ответ внутри нас!
Поблагодарите его за информацию и договоритесь с ним о новом поведении. Обращайте внимание, как будет меняться цвет и форма. Когда вы с ним договоритесь, вложите этот приятный образ обратно в себя. Почувствуйте новое отношение к старой ситуации.
И так постепенно договаривайтесь и анализируйте каждый свой страх, мешающий двинуться вперед.
Психолог, семейный психолог
Здравствуйте, Мила.
Удивитесь, что в наше время многие взрослые испытывают подобные чувства. Надо постоянно соответствовать чему то, не самое доброжелательное отношение от окружающих, агрессивность от незнакомых людей, вспыхивающая от просто случайного прохожего. А уж, когда проходишь подростковый возраст и мнение окружающих особенно важно, совсем может быть сложно. Здорово, что у Вас есть 2 подруги. Поговорите с ними, попросите о помощи, это не стыдно. Для чего еще друзья? Лучше поговорить с родителями, или одним из родителей, с кем чувствуете больше доверия. Они и так будут переживать и еще сильнее, если Вы будете грустить, бояться. Главное, не оставайтесь наедине со своей ситуацией.
Психолог
Здравствуйте, Мила!
Когда Вы позвоните и услышите голос, который Вам ничем не угрожает, Вы успокоитесь. Ведь Вы поймете, что это совсем не страшно.
С уважением,
Психолог
Мила, добрый день! Для начала осознайте, что многие люди живут с социальной тревожностью. И взрослые в том числе. Но они тоже ходят на работу, учатся, развиваются и общаются. Но вам пока рано делать такие выводы, так как в силу вашего возраста вы только начинаете свой путь. Вы изучаете и исследуйте себя, людей вокруг себя, свое поведение, эмоции и т.д. Вам страшно, потому что вы пока не владеете навыками общения, но это всего лишь навык. Это то, что вы со временем сможете наработать.
Конечно, мы можем предполагать, что были ситуации, которые дали такой эффект и вы "закрылись" от мира. Но и с этим тоже абсолютно точно можно справиться.
Репетитор по английскому в первую очередь - ваш помощник. Он пришел оказать вам услугу. Его задача - передавать вам свои знания и опыт. Это отличная возможность для вас пообщаться и потренироваться. Поверьте, всем страшно делать первый шаг - и взрослым тоже. Но в награду вы получите владение английским языком, а это откроет перед вами весь мир! Удачи вам!
Психолог
Здравствуйте, Мила!
Каждый человек живёт как бы двумя сторонами жизнями - для себя и для социума. И лично человек, и социум (группа людей) имеют инстинкт выживания. Часто поведение "чтобы было лучше мне" и поведение "чтобы было лучше группе" сильно разнятся. Некоторым людям удаётся совмещать эти две плохосовместимые стороны жизни. Но большинство же людей имеют "крен" в конкретную сторону. Вы без труда найдёте среди окружающих тех, кто больше заботится о собственной выгоде и собственном качестве жизни. Но это - не Вы.
Вы принадлежите к тем, для кого благо социума выше собственного блага, Вы буквально служите социуму. Отсюда - Ваша постоянная оценка себя со стороны. Вы пытаетесь понять, насколько Вы ценны для социума и от этого регулируете своё поведение. Собственно, благодаря людям вроде Вас гомо сапиенс когда-то выжили в пещерный период становления человечества. Тогда сделать что-то для группы было важнее, чем сделать что-то для себя, особенно в критические моменты.
Если Вас это не устраивает, то придётся начать себя "перепрограммировать". Вы - не безнадёжны, это - лишь базовая прошивка. Человек  - сложное существо и способен на многое, вариативность поведения человека почти безгранична.
Мог бы поработать с Вами в формате переписки, пока не станет нестрашно. Думаю, Вам нечего стыдиться и стоит признаться в своём внутреннем кризисе родителям. Полагаю, здесь Вы получите несколько точек зранеия и советов, и у Вас будет больше аргументов при разговоре с родителями на эту тему. По крайней мере, просто отмахнуться они не смогут, так как за Вами будет мнение нескольких дипломированных психологов ))
Удачи Вам!
P.S. Можете попросить кого-то, чтобы он был рядом во время Вашего первого разговора с репетитором.