спрашивает: Анастасия (Уфа)
Здравствуйте. На свою жизнь я жаловаться не могу, потому что всё у меня хорошо. Но при этом всё же есть внутренние метания и вопросы, которые переодически всё же сплывают в моей голове. Дело в том, что я никак не могу до конца понять, что мне нравится и кем мне быть. Мне 22 года, получаю высшее образование. В 18 лет поступила в один университет, который бросила из-за того, что было сложно, не смогла влиться в темп. Далее сдала экзамены и поступила в другое место, на другое направление. Стоит в целом отметить, что мне нравится учиться, я стараюсь сделать максимально всё, чтобы своим трудолюбием достичь каких-то успехов в обучении. Родные меня поддержали, хотя я очень переживала за оплату учёбы, но меня успокоили и сказали, что это нормально в наше время. Мне осталось учиться ещё 2 года, но ощущение такое, что я не буду работать по своей специальности и мне жалко потраченных денег моих родителей. Нынешняя учёба мне даётся полегче и есть какие никакие успехи. Я бы может поступила куда-то ещё, но я не совсем знаю куда или переживаю, что попробую и мне опять что-то не понравится, а значит я буду дальше метаться. Мне не хочется разочароваться в себе, не хочется разочаровать родных. Я хочу дальше учиться. А вообще может хотела бы поработать, но все эти переживания по поводу потраченного времени не дают мне покоя. Может дело в возрасте? Что можно сделать в этой ситуации, как себе помочь? Может это просто естественные переживания в моё возрасте или всё же мне просто правда не нравится, а я пытаюсь себя переубедить? Помогите, пожалуйста, советом, может своим жизненным опытом. Мне важна любая поддержка.

Ответы и советы психологов
Психолог, семейный психолог, сексолог
Анастасия,
перелагаю вам технику «Как договориться со страхом».
В спокойной и не отвлекающей обстановке начните глубоко дышать. Теперь начинайте думать о страхе, о ситуациях, связанных с ним. И ваше тело откликнется. В какой-то момент этот страх проявится в теле. Это может быть и какой-то образ, и ощущение.
А теперь концентрируйте ваше внимание на нем и начинайте его исследовать.
• Если бы он имел цвет, какой бы он был?
• Какой он формы?
• Он легкий или тяжелый?
• Из какого материала он сделан?
А теперь перенесите все ощущения и образы на бумагу. Нарисуйте его образ.
И сравните эти два образа.
Образ, нарисованный красками, начинайте перерисовывать, изменяя форму и добавляя краски. Перерисовывайте до тех пор, пока он не станет вам нравиться.
Теперь вернёмся к образу внутри вас. Мысленно выньте его и положите на пол или оставьте у себя в руках. Задайте вопрос: что полезного он вам несет и хочет рассказать. Внимательно слушайте себя и ответ. Каждый ответ внутри нас!
Поблагодарите его за информацию и договоритесь с ним о новом поведении. Обращайте внимание, как будет меняться цвет и форма. Когда вы с ним договоритесь, вложите этот приятный образ обратно в себя. Почувствуйте новое отношение к старой ситуации.
И так постепенно договаривайтесь и анализируйте каждый свой страх, мешающий двинуться вперед.
Психолог
Здравствуйте, Анастасия!
Как говорила наша учительница в универе, лучший возраст, чтобы выбирать себе профессию - 60 лет. Когда ты уже многое о себе знаешь ) В остальное же время мы учимся. Учёба  - это не хождение в универ и не сдача сессий. Это - осмысленное отношение к жизни. Как только мы перестаём учиться, мы начинаем стареть. Поэтому Вы можете увидеть пожилых людей, чья жизнь наполнена смыслом, и 30-летних, которые не знают, для чего они.
По поводу тревожности. Индивиду в принципе свойственно тревожиться по поводу того, что он окажется ненужен социуму, невостребован социумом и будет либо изгнан из социума, либо будет иметь в социуме очень низкий статус. В последнее время, на мой взглад, ситуация несколько обострилась, поскольку отношения социум-личность становятся более жёсткими. Социум всё чаще воспринимается как экзаменатор и экзекутор, и постоянная жизнь под занесёным мечом сильно отравляет существование. Это не так просто заметить, но, если взять временной лаг в 25-30 лет, будет яснее.
И тут дело даже не во временных сомнениях касательно востребованности и профессии. Востребованность, в любом случае, временна и когда-то вопрос "а нужен ли я социуму" встанет вновь, порождая тревожность. Для того, чтобы от неё уйти, придётся перевоспитывать своё сознание и своё бессознательное в сторону бОльшей независимости от социума. Или - бежать всё быстрее, чтобы оставаться на месте, как у Л. Кэррола. Если что, по первому варианту можно обращаться ко мне ))
Надеюсь, не напугал Вас ещё больше ) Удачи Вам!
Психолог, семейный психолог
Здравствуйте, Анастасия,
Это прекрасно, что Вы любите и хотите учиться. Сам процесс учебы это здорово, интересно и учиться можно всегда. Мне очень понравилось, когда в интервью известный японский дизайнер Джулия Ватанабэ в свои 70 сказал, я наконец то начал учиться игре на фортепиано, т к всегда мечтал об этом , но времени никогда не было. Так соо 19, 22 или 50 лет не имеет значения. Учиться всегда можно и нужно. И только смелые, думающие люди меняют что то, находят более интересную работу, переучиваются, меняют специальность, а не идут по накатанной. Но для этого надо быть уверенным, что действительно готовы. Сейчас уровень образования , особенно гуманитарный, оставляет желать лучшего. И вся учеба и работа над собой сводиться часто к кому, насколько сам чем то интересуешься, делаешь, читаешь. Диплом, специальность, что называется «корочка» все еще важна в обществе. В наше время очень часто молодежь меняет вузы, проучившись год, два. Уходят даже с бюджета, если понимают, что это точно не то. Например, в творческом вузе, где плотная зависимость от мастера, педагога, и несмотря на то, что очень сложно поступить, уходят, меняют, перепоступают. Не думайте, что разочаруете кого то, это Вам в будущем работать и жить. Попробуйте, если позволяет учеба и все таки жалко бросать, устроиться на стажировку, на работу.  Попробовать что то новое. Очень хорошо, что Вас поддержали родные. Продолжайте искать, думать, чем бы Вам хотелось заниматься в будущем.
Психолог
Здравствуйте, Анастасия!
Необходимо просто жить и учиться чему-то новому. Вся жизнь из этого и состоит из познания мира. Вы этим и занимаетесь сейчас - познаете мир, учитесь новому, выбираете, что нравится, а что не очень. Единственное, чего не следует делать - это сожалеть о потраченном времени. Время не возвращаетмя, а если Вы на что-то потратили свое время - значит, Вам это было для чего - то нужно, Вы приобрели опыт и знания, которые может быть когда-то окажутся Вам полезными и нужными, даже в том плане, что Вы это уже пробовали и больше не хотите.
С уважением,
Психолог
Анастасия, добрый день! Сомневаться - это нормально, особенно, когда вы ещё учитесь. Учеба не подразумевает того, что вы будете обязаны и должны работать именно по этой специальности. Попробуйте по другому к этому относиться - представьте, что вы учитесь не за диплом, а за нечто большее. Вы получаете новый жизненный опыт, новые знания, учитесь находить ответы на вопросы, общаетесь и знакомитесь с новыми людьми и т.д. Ваши вложения окупятся в любом случаи, так как вы получаете знания и навыки. Не пытайтесь взять на себя груз ответственности за оплату учебу - ваши родители взрослые люди, и они имеют право сами решать. Они дали вам возможность учиться, и вы хорошо с этим справляетесь. Нет никаких предопределенных событий - учеба это только начало вашего пути) И если вы хотите найти подработку - то всегда можете это сделать в качестве нового опыта, но не забывайте про учебу. Удачи вам!
Психолог
Добрый день. В настоящее время абсолютно не важно какое высшее образование вы получили, я имею ввиду на какую специальность. Самое главное оно есть. Работать можно попробовать по специальности, а если не понравится всегда можно поменять работу. Много примеров, когда врачи становятся программистами, а бухгалтера учителями)
Это нормально.
Успехов вам!