спрашивает: Ксения (Новосибирск)
Не могу разобраться в отношениях с родителями. Подскажите, пожалуйста, как мне себя вести?
Все детство я жила в гиперопеке, была послушной дочерью. В подросковом возрасте мне стало нехватать свободы (жила по графику семьи). В 19, в отпуске была с родителями, где взаимно влюбилась в иностранца, но в отношения вступить не решилась. Душа очень сильно болела о нем. И я загадала себе встретить такого же парня дома. Так вышло, что через пару лет я встретила такого парня (ныне муж). Это был мой первый парень, я была неопытна, и в силу воспитания, имела достаточно наивные рассуждения. Маме мой парень не понравился сразу. Мне тоже он понравился не сразу, но это был бунт мой против родительского "нет". Первые годы, мы много ругались с парнем. Мама пыталась меня от него отвадить всеми способами. Обличала его, пакостила ему. Муж узнавал это все от меня потому что я рыдала просто от такого поведения мамы. Так муж узнал истинное отношение к нему. А я от него что мои прекрасные родители вовсе не такие прекрасные. До 25 лет они у меня были возведены на пъедистал. А уже потом совместная жизнь с мужем, возможность сравнить семьи дала мне понимание что у меня оказалось много травм с детства. Эти травмы мне мешают в работе, отношениях с мужем, родителями и друзьями. Мама счетает меня незрелой и стремиться подсказывать даже когда мне не нужно. Причем бывает подсказывает некачественно, в том чего сама не знает. Осуждает меня за мои черты характера, котрые сама воспитала во мне. Сравнивает с сестрой (старше меня на 8 лет). Мы достачно редко видимся с родителями, особенно в соотношении с родителями мужа. И мама обвиняет в этом меня, что мы у них редко быаем. А когда пытаемся с мужем к ним приехать, приходится подстраивать свои планы под родителей и так происходит всегда. Муж возмущается, а я все равно рвусь в ущерб себе и нам, потому что это родители. Хотя за 9 лет отношений было много пакостей и душой меня не тянет к родителям, разум напоминает, что пора, а то ругаться мама будет. И вот сейчас, когда я с родителями нормально не проводила время больше месяца, у меня ощущение отдаления. Оно меня гнетет. То ли соскучилась, то ли пружинка натянулась, в ожидании возмущений мамы. Потому что родители или не замечают или устраивает, что их планы целы и мы видимся. Родители мне уже лет 5 твердят, что я вся ушла в семью мужа. Боюсь, не совершаю ли я ошибку...

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте, Ксения!
Да, вам надо поработать над этим вопросом. Научится грамотно выстраивать границы и тогда не будет переживаний по этому поводу. И да, вы не прошли отделение от мамы, которое должно было произойти сразу, как только вы вышли замуж! И да, жена принадлежит семье мужа, а свой дом она покидает! Но вам всему этому ещё надо обучится. И пока вы не раставите свои приоритеты, ваши сомнения не решаться. Потому что только вы решаете что для вас хорошо, а что плохо! Угодить всем в этом мире невозможно! А вот наладить конструктивные отношения с собой и другими вполне возможно!
Удачи вам!
Психолог
Здравствуйте Ксения! Вам необходимо пройти сепарацию с родителями! Бережно и постепенно. Вам придется включать в свою жизнь новое осмысленное поведение в отношении их. Это позволит Вам жить своей жизнью и повзрослеть! Все это можно сделать только при поддержке специалиста в терапии! Будет желание обращайтесь!
Психолог, семейный психолог, сексолог
Ксения!
Дочь вышла замуж. В ее семье, с точки зрения ее самой и мужа, все обстоит более или менее благополучно. Однако мать дочери так не считает, постоянно делает дочери замечания и учит ее жить. В результате между ней и дочерью возникает конфликт.
Отец ваш в этом конфликте занимает позицию?
Такая конфликтная ситуация, вероятнее всего, вызвана тем, что мать предъявляет дочери, ее мужу и молодой семье в целом чрезмерно высокие, невыполнимые или несправедливые требования, игнорируя тот факт, что никто из членов семьи ее не поддерживает.
Причиной такого поведения матери в отношении дочери и ее семьи может стать то, что мать, во-первых, почему-то считает себя вправе вмешиваться в семейную жизнь дочери, во-вторых, недовольна тем, что дочь решает свои семейные проблемы самостоятельно, без ее участия.
Фактором, осложняющим подобную ситуацию и делающим ее потенциально конфликтной, нередко является наличие у самой матери отрицательных черт характера, которые с возрастом обостряются и сказываются на ее взаимоотношениях с окружающими людьми.
во-первых, детально разобраться в том, есть ли среди претензий со стороны матери к дочери и к ее семье действительно справедливые, которые дочь безболезненно могла бы принять, уступив своей матери.
Во-вторых, установить, есть ли среди этих претензий такие, в которых ни при каких обстоятельствах и ни в коем случае уступать нельзя.
В-третьих, особо следует выделить те замечания со стороны матери, суть которых с ней можно было бы обсудить и найти компромиссное решение.
В-четвертых, определиться в том, о чем бы со своей стороны можно было бы просить мать, чтобы впредь конфликтная ситуация не возникала.
Наконец, в-пятых, следовало бы договориться с мужем и отцом о том, как поступать в тех случаях, когда мать все же будет вести себя по-прежнему, провоцируя конфликт. Речь в данном случае может идти о таком поведении дочери и других членов семьи, вовлеченных в конфликт, которое не позволило бы самому конфликту разрастаться.
После этого членам двух семей – молодой и родительской – следовало бы собраться вместе и провести совместный разговор, предложив сначала его матери высказать свои претензии, а затем дать слово другим членам семьи.
В этом случае не обязательно принимать какие-либо конкретные решения. Достаточно просто спокойно и обстоятельно обсудить сложившуюся ситуацию, обменяться мнениями и дать каждому члену семьи возможность подумать о том, как жить дальше. Подобная процедура обмена мнениями сама по себе способна значительно снизить остроту возникшей конфликтной ситуации.
Пробуйте. Если самостоятельно построить диалог у вас не получится, приглашаю вас на консультацию .
Психолог
Ксения, добрый день! У вас много задач, которые вы описали, и это связано не только с мамой. Как вы уже осознали, у вас не завершена сепарация с мамой, не выстроены личные границы, нет взрослой четкой позиции. Пока вы сами не повзрослеете, родители будут вмешиваться всю жизнь. Это зависит только от вас. И не только ваши родители. Если вас напрягает вторжение в вашу семейную жизнь родителей мужа - это тоже не нужно терпеть. Вы уже не тот ребенок, который должен жить по правилам - вы уже должны написать свои правила, принципы и ценности в жизни. Вы имеете право на это. Вы - сама себе хозяйка.
Ваше чувство вины - не совсем ваше. Это тоже навязанно вашими родителями. Возможно, они манипулируют ваши и пытаются воздействовать на вашу внутреннюю боль. Я вам рекомендую найти психолога и поработать, что бы уйти от влияния мамы. Удачи вам!
Психолог
Здравствуйте, Ксения!
Природа даёт нам всего два варианта поведения живого существа - хищник или жертва. Причём наличие жерты оправдано природой, ведь иначе не сможет жить и хищник.
Судя по Вашим рассказам (Вы же не в первый раз пишете?), в отношениях с родителями Вы - жертва. И, казалось бы, нужно бежать от хищника. Но особенность жертвы в том, что в ней заложена природой способность быть съеденой. Кстати, тому есть научное объяснение, но я не хочу удлинять письмо.
Человек - довольно сложное создание, поэтому он периодически ведёт себя или как хищник, или как жертва. Питается он, конечно, не мясом жертвы, а её послушанием. Если следовать логике природы, Вам нужно периодически бывать у родителей и подвергаться их влиянию, чтобы связь "хищник-жертва" продолжала существовать. Это - действие в интересах природы. Лично Вы, конечно, можете бежать, но природа будет звать Вас навстречу хищнику.
Выход в том, что человек, как космическое существо, не обязан подчиняться законам природы всегда и везде. От модели поведения жертвы (да и хищника тоже) отдельный человек может отказаться. Но при этом он рискует вывалиться из привычного социального порядка вещей. Проще говоря, испортить отношения с кем-то (точнее - с хищниками в этом конкретном взаимодействии). Кроме того, об этом нужно помнить и думать. Есть способы для того, чтобы это внедрить в себя.
Я бы порекомендовал Вам поработать над внутренней ритмичностью, чтобы почувствовать свою энергию, поверить в свои возможности. Тратить больше энергии, но обязательно - ритмично и по своему желанию. А потом - наблюдать, как организм будет восполнять потраченную энергию. Жизнь - это не всегда выбор из вариантов, предложенных другими. В Вас есть многое, нужно и можно научиться этим пользоваться, а потом научиться с этим жить. Тогда Вы сможете изжить в себе манеры жертвы, насколько это вообще возможно для живого существа.
Удачи Вам!
Психолог, семейный психолог
Здравствуйте, Ксения,
Совсем недавно вышла очень интересная статья ( на английском в журнале The New Yorker), которая так и называется в переводе «Почему так много людей отказываются от контактов со своими родителями». Приводиться много примеров, исследований, высказываний социологов и психологов. Это сейчас очень больная и обсуждаемая тема.  И вывод один, в наше время молодежь не хочет мириться с токсичным или авторитарным отношением со стороны родителей. К сожалению, в России все еще сохраняется очень патриархальная модель и мы воспитаны в ней. Испытываем чувство вины, как же «почитай отца и мать». Но порой уважение не имеет ничего общего с навязчивостью и требовательностью родителей. И мир меняется, и сейчас отчуждение детей от родителей становится все более распространенным, отчасти из-за изменения представлений о том, что составляет вредное, оскорбительное, травмирующее или пренебрежительное поведение. Но молодые люди, молодые семьи тем более чувствуют, что им нужны психологически здоровые отношения, а не какие-либо. Можно уважать своих родителей, любить, если хотите, но не позволять вмешиваться в Вашу жизнь, как личную, так и семейную. Приоритет - это Ваш брак, Ваше личное время, Вы и только Вы устанавливаете рамки и это никак не умаляет Ваши достоинства Вы не делаете ничего плохого. Возможно, присутствует еще и авторитарность старшей сестры. Не исключаю, что она влияет и на Вашу мать. 8 лет большая разница. Сосредоточитесь на своих делах и заботах, отношениях с мужем, не испытывайте чувства вины, это Ваша жизнь, Вы такая же личность как и Ваши родители, сестра. И постарайтесь весь негатив, воспоминания, обиды оставить в прошлом. Не сосредотачивайтесь на них, думайте о будущем Вашей семьи, своих планах. Если в этих планах будут иногда звонки или визиты ( спланированные Вами и только Вами) к родителям на их дни рождения, этого достаточно для уважения традициям. И не более.