спрашивает: Тася (Иркутск)
Меня зовут Тася и мне 16. На днях произошла цепочка событий, которая сильно поменяла мой взгляд на родного отца и мужчин в целом. Мой отец никогда не был примерным, наоборот, ничего входящего в его обязанности, как родителя, он не делал. Он всегда делал лишь то, что интересно было лишь ему. Даже когда это было против воли других. Но так он делал только с нами, со своей семьей. Перед другими людьми (в особенности перед мужчинами) он лебезил как мог. Всячески выхаживался перед ними, а на нас срывал свой гнев и раздражение.
На днях он закатил истерику из-за того, что я отказалась съесть то, что он мне предложил, а на мой отказ не реагировал совсем. Ну не хотела я есть, зачем пихать то. Но он думал иначе, и вылив на меня тонну оскорблений, запомнил сей случай на будущее.
Сегодня он устроил истерику в машине, намеренно резко тормозя посреди дороги. Не забывал упоминать что он "мужик" и что "как мужчина сказал-так и будет". Вот только как можно назвать себя мужчиной и требовать к себе соответствующего отношения, если ты поднимаешь руку на жену и дочь? Если ты срываешь свой гнев на родных, лишь бы заслужить одобрение левых мужиков? Если ты кичишься тем что ты "мужчина" но при этом ноешь из-за сложной работы?
Он сказал, что если я еще раз начну защищать маму, то он оставит меня в лесу и ему плевать что со мной станет. К слову высадка в лесу мне наврятли навредит, я знаю где находится дом, тракт и город, у меня есть накопления и подруги в других городах, так что я не пропаду. Но сам факт, родитель не должен так говорить - это ненормально. Я подумала, что он в сердцах сказал и вечером спросила его об этом. Сказала что мне обидно и что он поступил не как отец. Но он вместо того чтобы извиниться или объяснить свои слова, сказал что он отходчивый и смысла обсуждать это нет.
И тут у меня в голове что-то щелкнуло. Я поняла, что он ставит себя намного выше своей семьи, поняла что он не воспринимает меня как дочь, а скорее как объект, за счет которого можно самоутвердиться. Вся жизнь сложилась в пазл, я вспомнила вообще все. Как он бил меня и маму, как 5-летняя я представляла, что смогу защитить маму мягкими игрушками, как он ни разу не подарил мне подарок на новый год или день рождения, как он намеренно делал то, что мне неприятно, как он бросал мерзкие комментарии по поводу моего тела, как мама кричала чтоб я вызвала полицию, как в 10 лет мечтала чтоб он наконец умер, как он в целом относился ко мне и маме.
И пока я все это прокручивала в голове, стало понятно - я не чувствую себя в безопасности рядом с ним. Я не вижу в нем того, на кого могу равняться и положиться. Вижу лишь мерзкого, глупого, гадкого мужчину. Я его ненавижу и боюсь. А стоит мне увидеть как другие парни, делают что-то как мой отец, я разрываю с ними любое общение. Я не общаюсь с парнями совсем, ведь вижу в них ЕГО. Стоит им неудачно пошутить или упомянуть сферу интересов отца, как я вновь вижу эти злобные глаза.
Я не понимаю и никогда не пойму, как можно жить и не чувствовать себя скотиной, зная что ты бил 3-летнюю дочь, жену, и все ради чего? Ради себя любимого?
В общем что делать? Забить на отца и тихо мирно ждать совершеннолетия чтобы съехать, или проработать принятие и простить папашу? Но я не хочу его прощать и не хочу оставлять с ним маму.
Он идиот и никого не слушает кроме себя. Он никогда не приемлет чужую точку зрения, даже если она полностью соответствует моральным и этическим нормам (в отличие от его). Может есть способ объяснить ему, что он ведет себя не как отец, а как мальчик из средней школы?

Ответы и советы психологов
Психолог
Дорогая Тася, вы сильный и мудрый человек! Сочувствую тому, что Вы и Ваша мама стали жертвой домашнего насилия. Первое, что могла бы посоветовать - обратиться в органы опеки - находиться с сумасбродным тираном под одной крышей небезопасно.
Вы не сломились, закалили дух, уверена что навык 'выживания' в экстремальных условиях поможет Вам в достижении целей. Осталось - высвободиться от плена пугающих мыслей!
Психолог
Таисия, добрый день.
Ваша история, к сожалению, похожа на тысячи историй, с которыми работаю каждый день. И это печально, что девушкам приходится рости в такой среде.
Первое и важное, Вы адекватно видите ситуацию. Понимаете, что насилие в любом виде - это не нормально.
Второе - Вы единственная занимаете взрослую позицию. Ваша мама по какой-то причине остается жить с насильником много много лет. Позиция жертвы и выученной беспомощности вызубрена на отлично.Возможно это удобная позиция со вторичной выгодой (я жертва, меня будут жалеть, так я получаю внимание и любовь окружающих), возможно и нет, это необходимо отдельно работать с мамой.
Третье - Вы не несете ответственность за выбор других людей. Даже если это мама. Вы можете всю жизнь потратить на то, чтобы спасать маму от папы, но она будет вновь и вновь возвращаться в эти отношения.
Так же Вы не несете ответственность за отца, какой путь общения он выбирает.  И так же можете потратить все свое время на то, чтобы переделывать отца.
У Вас подходит период совершеннолетия и выбора  своего жизненного  пути.
Жизнь в деструктивной семье научила Вас эмпатии к другим людям, развила интуицию (ведь вы по лицу отца научились определять в какой момент он будет бить), Вы понимаете то, как не должно быть в отношениях с мужчиной.
Не все парни одинаковые, но Вы находитесь только в самом начале своего пути. Вам необходимо пройти терапию у психолога, как только Вы покините родительскую семью. И только после этого строить отношения с молодыми людьми.
Психолог
Здравствуйте, Тася!
Да, отец ведет себя не лучшим образом! И да, это не способствует ощущению чувства безопасности и обучает только тому как не надо поступать по отношению к детям!
Однако, ваша мама всю жизнь прожила с ним и не сделала ничего, чтобы исправить ситуацию. А когда есть жертва, всегда есть тиран и есть спасатель (это вы)! И из всего этого есть психологический выход!
Но есть и духовная составляющая....Вы состоите из двух частей из папы и мамы! В вас есть все что есть в маме и все, что есть в отце! Не принимая этого вы никогда не сможете стать целостной и реализованной! Вас всегда будут раздирать сомнения и противоречия, недовольство и агрессия на этот мир!
Что делать? Принять факт, что отец такой какой есть! Имеет право и это его проблемы! Принять, это не означает согласится, а скорее, просто констатировать факт существования того что есть, без эмоций и осуждения.
Второй этап, понять, что можно и по - другому! И найти тот тип отношений, который вам нравится и следовать цели построить именно такие отношения и выбирать парней не по принципу: "Главное, чтобы не как папа", А по принципу: "Мне нравится вот так, я буду счастлива вот в таких отношениях". И тогда рядом с вами будут оказываться хорошие парни!
Желаю вам разобраться в себе и найти свое счастье!
Психолог, семейный психолог, сексолог
Безусловно, больнои тяжело жить в семье, где происходит физическое насилие, и ни один из взрослх не берет на себя ответственность Прекратить все это. Решить влпрос тем или иным образом.
А в итоге страдают дети, которые видят весь этот ужас семейных отношений. Что не может не сказаться на будущем этих деток.
Вам просто стоит принять факт, что не все мужчины такие. Есть и воспитаннные, и уважающие женщин.
Понимаю, что это непросто. Поробуйте, покавы вынуждены жить в семье, не становиться озлобленной "на всех". Иначе есть риск жить свою жизнь в злобе и обиде. А это, радости и счастья не принесет.
Вам терпения в вашей непростой ситуации.
Психолог
Обратитесь к юристам по семейным делам. В случае наличия фактов насилия и противоправных действий, они знаю способы... Но, никогда, никто не может насильно вызвать Любовь.
Психолог
Здравствуйте, Тася!
Вы выросли умной и мудрой девочкой именно в этой семье и именно у этих родителей. Родителей, как и национальность и место рождения не выбирают. Человек рождается там - нде ему суждено родиться.
То, что отец жестоко обращался с вами - это ужасно плохо. Но Вы не одна, у Вас есть мама, которая также как отец в ответе за Вас. Вы не знаете всего, что было в отношениях с родителями и почему мама продолжает жить с папой.
Вы молодец, что мечтаете о том, чир можете начать самостоятельно жить, но это совсем не означает, что Вам нужно хранить злобу и обиду на отца. Да, он не прав и он сам это понимает, но Вы должны показать ему свою любовь и то, что Вы его любите, как отца своего. Именно этим Вы можете смягчить его сердце. Скорее всего Ваш отец вынужденно терпит какие-либо унижения, как Вы говорите "среди чужих мужиков", а потом срывается на вас. Он ждет тепла и заботы дома после той среды где ему приходится быть и зарабатывать деньги.
Постарайтесь его понять, простить и не допускать тех ситуаций по отношению к себе - где он может проявить агрессию. Оставьте его в моменты когда он агрессивен. Обезопасьте себя. К сожалени, в мире и жизни среди людей слишком много всего непонятного для ребенка и взрослому приходится брать на себя много ответственности с которой он не всегда может справиться и ведет себя как ребенок. Простите ему, но не озвучивайте про ребенка. Ведь этим самым Вы еще больше вызовете в нем гнев.
За помощью обратились Вы и я стараюсь Вам помочь. Вашему отцу не меньше Вас требуется помощь, но ему не возможно помочь, пока он не обратится сам. Ваша задача - убереч себя от агрессивного поведения отца и не провоцировать его лишний раз, зная его ответную реацию на Ваше сопротивление.
Всего хорошего!
С уважением,
Психолог
Здравствуйте, Тася!
Присоединюсь к совету воспользоваться телефоном доверия. И позволю себе вставить сюда кусок из моей книги, про прощение и непрощение. Спойлер - я сторонник непрощения.
"Просят о прощении за поступки, прощают же людей.
Если человек осознаёт, что нанёс существенный энергетический урон кому-то, он просит прощения за свой поступок. Ключевым моментом здесь является осознание размера нанесённого энергетического урона. Искренние просьбы о прощении подразумевают это.
В то же время просьбы о прощении, в ходе которых размер нанесённого урона не оценивается и не осознаётся просящим, могут привести к ещё большему энергетическому урону. Ведь в этом случае просящий прощения как бы обесценивает первоначальный вред, нанесённый своим поступком.
Полное, подлинное прощение означает возврат доверия лицу, нанёсшему вред, и заключение нового «контракта» доверия. При этом человек, кому ранее был нанесён ущерб, снова вверяет другому некоторую важную для себя деятельность.
Делать это не вполне разумно, если:
- не ясно, осознал ли полностью просящий прощения человек размер нанесённого им энергетического урона;
- отсутствует уверенность в том, что урон снова не будет нанесён тем же самым или иным способом.
Частичное прощение, встречающееся значительно чаще, подразумевает «контакт» доверия на новых условиях, когда делегируемая другому человеку деятельность становится значительно менее важной для «пострадавшей» стороны.
Можно ли различать человека и поступки, им совершаемые? Иными словами, стоит ли доверять «хорошему» человеку, совершившему единовременно «плохой» поступок?
Отвечая на этот вопрос «да», приходится признавать у человека наличие некоторых (возможно, скрытых) качеств, благодаря которым мы и считаем его «хорошим». Если общая энергетика отношений с этим человеком положительна, если человек осознаёт нанесённый им вред и обязуется не наносить подобный вред в дальнейшем – прощение будет правильным решением.
Если же эти условия не выполняются, вероятность получить новый энергетический урон будет довольно высока. Иными словами, полное прощение не всегда имеет смысл. Прощать или не прощать? Ответ на этот вопрос не в сущности поступка, за который просят прощение, а в сущности человека, просящего прощение. И решение принимать следует, исходя из качеств человека, просящего прощения.
В христианстве прощение является одной из величайших добродетелей. Но что на самом деле понимается под прощением? В конце концов, за многие века смысл слов мог быть искажён и частично изменён при переводах.
Непрощение при отсутствии активной ненависти, злобы и желания мести трудно назвать грехом, если считать грехом нанесение вреда другим людям. В то же время давать человеку возможность снова нанести энергетически значимый урон и предполагать, что, скорее всего, он его снова нанесёт – это обречь себя на жизнь в постоянном напряжении, пожирающем энергию.
Но не пожирает ли энергию непрощение?
Полностью забыть старые обиды и жить, как будто ничего не произошло, – это значит признать недействующей цепочку «прошлое-настоящее-будущее», что для разумного человека означает солгать самому себе.
Но настроить себя таким образом, чтобы старые обиды не пожирали энергию сейчас – необходимо. Сделать это, увы, совсем не просто. Придётся, для начала, признать собственную энергию величайшей ценностью и ограничить доступ к ней людям и событиям из прошлого, соблюдая таким образом энергетическую гигиену.
«- Это поистине сигарильи мира. В них есть что-то от всепонимания и непрощения. Особенно в первой половине. Их следовало бы, при всём восхищении их качеством, курить только до середины. Вторая половина даётся уже несколько труднее. Её можно и бросить, как Вы считаете?» Эрих Мария Ремарк, «Станция на горизонте».
Здесь я пишу про человека, просящего прощения. У Вас же ситуация жёстче - нет даже попыток попросить прощения. Если бы они были, стоило бы 10 раз подумать. На нет же...
И ещё. Для полноценных контатов с молодыми людьми Вам нужно будет научиться разговаривать с ними. Давать им понять, что кое-что в их поведении для Вас неприемлемо, и на то есть серьёзные причины. Можно эти причины и озвучить. Если кто-то из молодых людей игнорирует Ваши пожелания - Вы правы, продолжать не стоит.
Не получится ли у Вас съехать раньше совершеннолетия? Колледж, как вариант?
Держитесь, пожалуйста!
Клинический психолог
Здравствуйте, Тася! Ситуация не простая, лучше обратиться за помощью и проработать с психологом  все моменты.
Предлагаю свои услуги!
Психолог
Тася, здравствуйте! Очень вам сочувствую. Я слышу, что вы в вашей семье взяли функцию взрослого, а родители занимают детскую позицию. Эта ответственность невыносима для вас. Очень много вопросов к маме. Я так понимаю, такое отношение тянется с самого детства. Единственный человек, который хочет изменить атмосферу в семье, это вы? Отца вы не перевоспитаете. Я бы порекомендовала, обратиться и поработать с психологом какое-то время. Удачи
Психолог, семейный психолог
дравствуйте, Тася,
Хорошо, что Вы все поняли, осознали. Это уже Ваша небольшая победа. Вы отвечаете только за себя, и за Вашу безопасность, кстати, несет ответственность Ваша мама. А не Вы за нее. Похоже, это «продолжение» и оно прогрессирует. Что явилось триггером к агрессия сейчас у Вашего отца, да, что угодно. Вы также не отвечаете ни за его поступки и уже, к сожалению, имеете негативный опыт насилия над Вашим достоинством. Эта ситуация опасна. Но , если возможно, т к Вам нет еще 18, обсудить с Вашей мамой, готова ли она к уходу от этой ситуации. Если нет, обратитесь срочно за помощью:
«Детский телефон доверия Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации: 8-800-2000-122 (единый общероссийский номер, звонок бесплатный и анонимный)
По этому номеру дети могут получить консультативно-психологическую помощь, в том числе в случаях жестокого обращения и насилия. Позвонить можно со стационарного или мобильного телефона.
Или свяжись с психологом в чате на сайте: http://telefon-doveria.ru/about/«
Очень хорошо, и похоже, у Вас сильный характер, что Вы не боитесь. Страх только разжигает агрессора. Сейчас, когда Вы взрослеете, он может начать переносить агрессию с матери на Вас. Какая травма была у Вашего отца в детстве, что он так ненавидит женщин и лебезит перед другими мужчинами, не Ваша проблема. Вам главное сохранить свою жизнь и здоровье. Еще, если есть возможность, поговорите с родственниками, которым доверяете, близким друзьям, где бы Вы смогли жить. Еще раз - если Ваша мать позволила так обращаться с ее ребенком, и это происходит много лет, и она еще останется с ним - это зависимость, болезненное состояние, предательство по отношению к ребенку, т к он беззащитен и не может ничего сделать. Хорошо, что Вы осознаете все сами. Срочно свяжитесь по указанному номеру, поговорите, куда можете переехать.