спрашивает: Татьяна (Ижевск )
6 лет я находилась в отношениях с мужчиной на 23 года старше. В течение всего этого времени были постоянные эмоциональные качели, его игры в "горячо-холодно", иногда другие женщины, но всегда безумные заверения в его любви ко мне. С момента знакомства с ним я не воспринимала других мужчин вообще, дышала им, поддерживала во всём и помогала часто в ущерб себе. Полтора года назад его бывшая жена собралась переезжать в другой город, и с того момента он ушёл в бесконечный запой (не пил более 20 лет до этого). Для меня алкоголь в принципе неприемлем, поэтому я в июле все-таки собралась и ушла, везде его заблокировала, никак не следила за его жизнью больше, это далось мне с огромным трудом. Больше года до момента своего ухода я пыталась чего-то добиться от него, вытащить из этого состояния, рыдала, угрожала, умоляла – конечно, ему было всё равно, и он продолжал пить. Около трёх недель между нами не было никакой связи, но потом он всё равно нашёл способ написать мне, уверял, что без меня ему никак, что он больше не станет пить, в общем, убедил меня вернуться – я понимаю, что всё это были манипуляции, а я просто не успела избавиться от своей зависимости, поэтому убедить меня было не так трудно. В дальнейшем мы два месяца общались только по телефону и онлайн, так как уехал работать. Когда он вернулся, мы должны были встретиться (точно был назначен день), я даже не понимала ещё, что из этого выйдет, и мне было очень важно, чтобы он меня не подвёл, нужно было лично обсудить сложившуюся ситуацию и то, какие шаги каждый из нас готов сделать ради сохранения отношений. Но именно в день встречи он просто перестал выходить на связь, отвечать на звонки и сообщения. Поздно вечером он объявился как ни в чем не бывало, в прекрасном настроении, ни слова объяснения того, что он слился, не последовало. Я устала это терпеть, так как выглядит это следующим образом: он просто два месяца убеждал меня в своих чувствах, врал о том, как сильно хочет со мной встретиться, как ему важно, чтобы я его больше не бросала, и всё только для того, что в самый подходящий момент унизить меня как можно сильнее, причинить мне самую огромную боль. Снова я его везде заблокировала. Знаю, что в этот раз не вернусь, да и он не станет появляться в моей жизни, потому что его цель достигнута – он уничтожил меня, растоптал моё человеческое достоинство, – больше ему от меня ничего не надо. Но я не знаю больше, как мне с этим справиться. Я больше совсем не чувствую себя нормальным живым человеком. Я не могу даже плакать, не могу дышать, не могу есть, не могу выпрямить спину. Не представляю, как вернуть себя. Не знаю, насколько правильно поступила, но выдержать снова такую же боль, которую он причинил бы мне снова, я бы уже не смогла.

Ответы и советы психологов
Психолог
Татьяна, здравствуйте!
Я Вам сочувствую. И потому напишу немного жёстко, уж не обессудьте.
Вы - хорошая девочка. И, вероятно, Вы этим если не гордитесь, то привыкли к самой себе-хорошей. А что будет, если проявитесь Вы-плохая? Этого никто не знает, не знаете и Вы. Потому, что это неправильно, быть плохой. Потому что нужно любить. Нужно уметь прощать. Нужно давать человеку второй, третий, пятый шанс. Или не нужно?
Нет такого выбора - нужно или не нужно. Есть выбор - хотите или не хотите. Вы написали длинное письмо здесь, и это хорошо. Однако, этим письмом Вы пытаетесь убедить саму себя и некого "стороннего наблюдателя" в том, что разрый отношений с мужчиной будет оправдан. Понимаете, Вам не так важно, что он уничтожил Вас, растоптал Ваше человеческое достоинство, Вам важно, чтобы все поняли - Вы уйдёте от него по очень веским причинам. Потому что хорошие девочки не уходят просто так, когда им плохо, они должны дождаться, когда будет плохо-хуже некуда.
А если весомость причин для расставания будет подвергнута сомнениям, Вы останетесь с этим мужчиной. Хорошие девочки не поступают плохо. И вот это - действительно страшно.
Вы живёте Вашу жизнь в первую очередь для себя. Потому что если внутри Вас будет выжженная пустыня, Вам будет нечего дать ни одном уживому существу. Любовь - это ещё и делиться. А чем делиться?
Вам придётся признать, что для "стороннего наблюдателя" Вы станете плохой. Кстати, этот наблюдатель находится внутри нас, не такой он и сторонный. Он отражает мнение "как надо" и "как должно быть" в том виде, в котором мы приняли его от важных для нас взрослых людей. Но теперь Вы -взрослая, и Вам нужно пересмотреть, что является для Вас хорошим, а что - плохим.
Удачи Вам!
Психолог, семейный психолог, сексолог
Татьяна,
Порой, как бы ни казалось, что партнер близок и любим, но настает такой момент, когда вы понимаете, что дальше будущего нет.
Но что-то все еще держит, какая-то невидимая привязка, которая и стоит преградой на пути выхода из отношений, которые перестали приносить счастье и комфорт. А партнер с каждым днем становится неприятнее и ненавистнее.
И если это так, то стоит принять решение в пользу себя, своего физического и психологического здоровья.
Как бы ни казалось, что просто и легко выйти из отношений, но не всегда это получается быстро и безболезненно.
Давайте разбираться, что может держать в отношениях, которые ранее приносили радость?
Диапазон может быть различным. Это и страхи чего-то лишиться и потерять. Кажется, что потеря партнера станет невосполнимой утратой. Страх остаться одному или «невостребованным». Страх потери материального благополучия. А может, и банальной привычки, что рядом кто-то есть. Или просто страшно посмотреть в будущее без поддержки?
Страхов много, и у каждого человека, который столкнулся с ситуацией выбора - стоит или нет? - он свой.
Подумайте про себя, а какой у вас страх?
Но, несмотря на внутреннее волнение и беспокойство, вы принимаете для себя решение, что больше нет сил и желания жить в болоте под названием «иллюзии счастливых отношений». И при мысли, что все завершается или идет к этому, начинают литься слезы, порой даже неконтролируемо.
И с завидным постоянством в голову закрадывается мысль, что дальше это терпеть невозможно, в кого я превратилась? Я во всех земных бедах виню себя, мне жалко и я ненавижу себя… Но я не могу решиться….
Так с чего стоит начать, чтобы все-таки принять решение?
Решиться на шаг к новой жизни?
Первое, что нужно сделать- это осознать.
Мысленно прокрутить ваши отношения, начиная с момента, когда «начался разлад».
• Посмотрите сначала своими глазами.
• Потом мысленно перенеситесь на сторону супруга и посмотрите на ситуацию «его глазами».
В итоге у вас сложится цельная картина, как каждый участник семейной ситуации видит, чувствует и поступает.
Теперь вы понимаете, что за долгое время сделали и предприняли все возможные варианты улучшения отношений, но все оказалось тщетно… Будущего и счастья вы с этим человеком не видите. И есть только один вариант остаться на плаву и не завязнуть в этом болоте - это расстаться.
Осознание наступило, но у вас нет сил на этот шаг. И где найти эти силы?
Ведь оставшиеся крохи уходят на борьбу с ним и с самой собой.
Не отчаивайтесь - самый главный первый шаг вы уже сделали: это осознали, что дальше так продолжаться не может.
Ситуации, из которых сложно выходить - это и алкогольная, и игровая, и любовная зависимость партнера и от партнера. Принцип и система одна.
Но будьте готовы к борьбе, сопротивлению - с самой собой и со стороны домочадцев.
Вас будут накрывать чувства разной эмоциональной окраски, они будут сопровождать на всех этапах исцеления и освобождения.
На следующем этапе нужно будет договариваться со своими страхами и сомнениями.
Запаситесь бумагой, красками и карандашами.
Нарисуйте солнышко, внутри круга напишите вопрос, а лучиками будут ваши ответы. Ответьте честно себе на вопросы:
• Почему я хочу это бросить?
• Какие я при этом испытываю ощущения, чего я лишусь?
В этом пункте нужно найти замену вашей «выгоды». Например: «Я лишусь помощника по хозяйству» - замена «я могу попросить помочь соседа или пригласить помощника из службы».
• Что в нем плохого?
• Мое отношение к себе?
• Что мне мешает его бросить, чего я боюсь?
• Что мне поможет его бросить?
Каждый пункт расписывайте вдумчиво, анализируя и не торопясь.
Потратьте на это достаточно времени, ведь от правильности расписанных шагов зависит скорость вашего вливания в свою новую жизнь без него.
Теперь переходим к работе со страхами
Я перелагаю вам технику «Как договориться со страхом».
В спокойной и не отвлекающей обстановке начните глубоко дышать. Теперь начинайте думать о страхе, о ситуациях, связанных с ним. И ваше тело откликнется. В какой-то момент этот страх проявится в теле. Это может быть и какой-то образ, и ощущение.
А теперь концентрируйте ваше внимание на нем и начинайте его исследовать.
• Если бы он имел цвет, какой бы он был?
• Какой он формы?
• Он легкий или тяжелый?
• Из какого материала он сделан?
А теперь перенесите все ощущения и образы на бумагу. Нарисуйте его образ.
И сравните эти два образа.
Образ, нарисованный красками, начинайте перерисовывать, изменяя форму и добавляя краски. Перерисовывайте до тех пор, пока он не станет вам нравиться.
Теперь вернёмся к образу внутри вас. Мысленно выньте его и положите на пол или оставьте у себя в руках. Задайте вопрос: что полезного он вам несет и хочет рассказать. Внимательно слушайте себя и ответ. Каждый ответ внутри нас!
Поблагодарите его за информацию и договоритесь с ним о новом поведении. Обращайте внимание, как будет меняться цвет и форма. Когда вы с ним договоритесь, вложите этот приятный образ обратно в себя. Почувствуйте новое отношение к старой ситуации.
И так постепенно договаривайтесь и анализируйте каждый свой страх, мешающий двинуться вперед.
Следующим этапом нужно найти в себе силы и ресурсы для восстановления и действия
Поймите, то, что вы делали раньше и что не только не приносило результата, а скорее было «анти результатом» - это в прошлом. Прошлый опыт закрываем в темном шкафу и выбрасываем от него ключ.
Отодвигайте внутренние препятствия: «что скажут люди» и «у меня на это нет денег».
Давайте по порядку.
Цель- восстановить силы, ресурсы, позитив!
• Вспомните, о чем вы давно мечтали, но так и не смогли воплотить в жизни?
• Что раньше останавливало?
• Лень, отсутствие времени или денег?
Сегодня у вас есть на это вышеуказанные ресурсы. И вы как мудрый экономист знаете, как распределить бюджет, чтобы ваш бюджет осилил ваши задачи. И поверьте, при желании все находится - и время, и деньги, и ресурсы!
Мечтали купить и прочитать книгу - делайте это! Себя и свои потребности и желания перемещаем на первый план. Ведь выздоровление - это начать жить для себя, баловать и радовать себя. Ведь вы - самое ценное, что у вас есть! Это - вы сами.
Если вы будете радостны и счастливы - не заметите, как все и все вокруг станут радостными и счастливыми!
Далее переходим к работе над собой, своим лицом и телом
Внимательно изучите себя и решите, над какими моментами стоит немного поработать. Например, маски для лица (и это не только для женщин, но и для мужчин). Дома вы найдете невероятно огромное количество продуктов, из которых можно сделать действенные и эффективные процедуры для лица и тела. Природа все давно придумала. Вам осталось только воспользоваться этим.
Запишитесь в зал и бассейн. Нет возможности купить абонемент - занимайтесь дома! Приседания, планка и растяжка. Подбирайте для себя комплекс упражнений для своего физического уровня подготовки. И не забывайте про ежедневные прогулки. Это обязательно! Гуляете- концентрируйтесь на дыхании (проблемы подождут:)) Здесь и сейчас только вы и природа, и вам нужно восстанавливать себя и свои силы. Вдыхаем - позитив, выдыхаем- негатив!
Следующее упражнение нужно выполнять утром, сразу после пробуждения. Оно вам даст заряд бодрости и положительных эмоций.
Вспомните, когда вы чувствовали себя комфортно, умиротворенно, счастливо или были любимы, каждой клеточкой тела ощущая это состояние. Вспомнили это состояние? А теперь увеличьте его в 10 раз. Увеличили? И мысленно входите в него! Пусть оно впитается в вас, как губка.
Каждое утро поднимайте свой жизненный тонус этой практикой.
И вы не заметите, как уже с утра начнете испытывать позитив и прилив сил!
Таким образом, постоянные и ежедневные практики со своим телом, мыслями и поведением - это путь достаточно быстрого становления здоровой и исцелившейся личности.
Если вы хотите завершить отношения с любимым человеком, то эту нерастраченную любовь нужно обязательно перевести на ребенка, на другого человека или даже неживой объект. Выбирайте сами. Самое главное - не утратить этот навык. Ваши эмоции не будут уходить в пустоту, а будут всегда находиться рядом с вами и дополнительно наполнять вас ответным чувством.
И теперь подведем итог:
Осознание, замена чувств и эмоций.
Есть силы и ресурсы.
Есть детальный план, как быть дальше.
Все, что осталось- это начать воплощать его в жизнь!
Действуйте!
Помните, что самое ценное, что у вас есть - это Вы сами.
И вы достойны жить в счастье, любви и комфорте!
Психолог
Татьяна, в чем странности ситуации: тут раздел называется вопрос психологу, но вы не задали никакого вопроса, зато ярко описали негодяя и свои страдания... Почему? Ваша настоящая цель другая... Специалисты поддержали вас, проявили сострадание, жалость, дали советы. Образно, вы получили подтверждение, что вы хорошая а он плохой. Вы все это написали ради этого, чтобы получить поддержку и одобрение. Неосознанно, конечно, но тем хуже для вас. Вам очень нужна сейчас помощь специалиста. Иначе это шоу никогда не закончится.
Психолог
Здравствуйте, Татьяна!
Каждое Ваше предложение пронизано болью! Ваш партнëр сполна продемонстрировал, какой сценарий отношений он способен предложить и какую роль выделить Вам, если не подходит - остаëтся 'расторгнуть контракт', мысленно вернуть перенесëнные страдания. Постарайтесь заполнить пустоту - вспомните, что любите, что Вам дорого, уделите внимание человеку, на которого не обращали внимания - Себе!
Психолог
Здравствуйте, Татьяна!
Вы сами себя унизили и растоптали и вот это все, что написали! Вашему мужчине абсолютно ровно, что вы там себе напридумывали относительно него и ваших отношений! Он даже не понял, что произошло!
Вы живете в огромной иллюзии! Сами себе придумываете сценарий, сами играете и сами рвете себе сердце, причиняя боль! Зачем вы это выбираете, большой вопрос! С этим надо работать!
Этому мужчине вы просто удобны! Любви там нет, вообще ничего нет, одно потребительство! И отношений, собственно, никаких! Вам это зачем? Драмы разыгрывать нравится?
Может попробовать себя любить и уважать? И выбрать адекватные взаимотношения, в которых вас ценят и дорожат вами?
Только вы сами выбираете свою жизнь! Здесь нет никого, кто бы сделал это за вас!
Удачи вам!
Психолог
Здравствуйте, Татьяна!
Все проходит и это пройдет.
Надо порадоваться, что наконец-то расстались, а Вы, мне кажется огорчены, что расстались.
Чтобы легче пережить это расставание - приглашаю на консультацию.
С уважением,
психолог Вера М.