спрашивает: Арина (Волгоград)
Здравствуйте, меня зовут Арина, мне 27 лет. Вчера я вернулась с поездки от бабушки, которую не видела пять лет, но держала контакт. Сказать, что все прошло гладко, вряд ли у меня язык повернется. Ей сейчас почти 75 и я понимаю , что в этом возрасте люди становятся злее, не следят за языком, но меня ее слова очень задели. Мы с ней живем в разных странах, и я прекрасно понимаю, расстояние накладывает определенные обстоятельства на отношения. Все эти 10 дней поездки она прожужжала мне уши, что я не приезжаю ее навещать, что мне не интересно как она, что я незамужняя и скорее останусь одна, без детей, что я не готовлю и другие такие выносы мозга. Вот только вопрос: когда она сама в молодости приезжала посидеть со мной и братом, когда мама лежала в больнице? Когда она сама проявляла инициативу в общении с нами, когда мы были еще детьми. Только все время ныла, что помогает другому сыну и внукам, что ей некогда. Единственные два раза, когда она приезжала , и то не потому что горела желанием увидеть нас, а скорее выгоднее устроить свою пенсию и получить больше. И то все это время, когда она была с нами, вынесла мозг, говоря, как тем внукам заграницей сложно живется. А сейчас она обвиняет меня в безразличии, в то время, когда я эту сумму могла потратить на поездку на море, а приехала к ней. Я промолчу, как вообще ее другие внуки относились ко мне, когда я помогала бабушке по дому ( например я мыла полы, а мой двоюродный брат демонстративно прошелся уличной обувью рядом, кивая, мол, еще помоешь, в это время бабушка ничего не сказала). Я не хочу обесценивать поездку полностью, например мы с дедушкой кормили животных из фермы, а бабушка приготовила мое любимое блюдо. Но после этого блюда начинались «ты про нас забыла, мы тебе не нужны, да вот одна останешься». Так и хотелось сказать, чтобы она не готовила это блюдо. Как бы такая вся «моя внученька», но через некоторое время «вот ты такая…»
Скажите, я эгоистка если не хочу улучшать с ней отношения? Я эгоистка, если не хочу ей помогать. А просто приехать на день, посмотреть как у нее дела и уехать? Я смотрю на бабушек моих друзей. Одному квартиру подарили, другому машину бабушка отписала, а она даже на мой юбилей открытку не отправила, только по телефону «с днем рождения внучка, найди мужика». ( Да и я никогда у нее денег не просила, всегда зарабатываю сама, прекрасно понимаю, что моя бабушка мне ничего не должна). Вот только она сама всегда держала дистанцию, называя нас заграничными внуками, а сама требует большего. Как мне с ней после этого выстроить отношения? Спасибо)

Ответы и советы психологов
Психолог, психотерапевт, семейный психолог
Приветствую вас, Арина.
Очень вас понимаю. Сложно понять как общаться с близким человеком, который наполнен многолетними негативными эмоциями и претензиями.
Арина, я предполагаю, что у вас большая невысказанность в адрес бабушки. У вас накопились уже претензии к бабушке. И это хорошо, что вы высказываетесь здесь и делитесь с психологами.
Как мне чувствуется, первоочередная ваша задача - это определение и выстраивание ваших границ. Это можно и нужно проработать на консультации с психологом. От выстроенных границ у вас будет четкое понимание как общаться с бабушкой и как с ней взаимодействовать. При выстраивании границ вы будете четко понимать что ваше, а что не ваше.
Конечно же бабушка многое перекладывает на вас, в частности вину. Если быть более точным, то бабушка в этих претензиях вам показывает саму себя и рассказывает о себе. Поэтому здесь нужно четко разделять где ваше, а где бабушкино. А это про позиционирование себя.
Психолог
Здравствуйте Арина!
Большое вам спасибо, что поделились своей историей, мне она очень близка - эта бесконечная дихотомия - желание нравится бабушке, заслужить её любовь и полная невыносимость реального общения с ней.
Тут каждый сам для себя решает - эгоиска я или нет. Если вы себя так чувствуете, что это чувство в Вас зарождает?
Ну, исходя из текста, предположу, что это сама бабушка вас виноватит, а вы не можете выбрать - то ли вам слушать себя (а вы четко разложили в тексте и своё отношение к ней, и причины его объясняющие), то ли её. По логике, если Вам нехорошо от этого чувства вины и всех попыток его преодолеть тем путём о котором говориит, но не демонстирует бабушка, то стоит выбрать себя, набраться мужества (поддержки близких) и выдерживать свою взрослую позицию.
Дальше - мама или папа? Чья бабушка? Вот этот родитель, Вам нужно с ним поговорить открыто (скорее всего, вы поймёте, что это сильное желание заслуживать любовь бабушки и обида на её неучастие в жизни вашей семьи - это не ваша обида, а непосредственного её ребёнка, которому не хватило любви и заботы). И если это не ваша боль, то отдайте её вашему родителю - пучть сам разбирается, а вы со своей жизнью справляйтесь всем на радость.
И вот, что я заметила в вашем обращении - это вашу открытость, силу духа, выдержку и самостоятельность. И что-то мне подсказывает, что бабушка своим неучастием как-то этому содействовала слегка. Так, что в момент, когды испытываете сильные негативные чувства во время разговоров с бабушклй или обдумывания их, вспомните, что 1) иногда неучастие - это лучшая помощь (не испортила, не навредила); 2) Все таки, она причина того, что вы есть на этом свете 3) Её жизнь граздо длиннее вашей и только поэтому вмечает в себя гораздо больше трудностей, которые она преодолела, и за это заслуживает уважения и принятия.
Психолог
Здравствуйте, Арина!
Отношения между взрослыми людьми выстраиваются на основании взаимного интереса и доброжелательности. Если мы говорим, конечно, о личных, а не о рабочих или социальных отношениях. Таким образом, лично Вы, без участия бабушки, можете выстроить с ней только формальные отношения - как принято говорить, "от людей", чтобы не терять лица.
Интересен другой вопрос. Вы почему-то считаете, что должны выстроить с ней отношения "внучка-бабушка", и эти отношения должны быть качественными. Для Вас это очевидно, но это неочевидно вообще. Например, для Вашей бабушки очевидно, что Вы уже должны быть замужем, но это неочевидно для Вас )
Подумате, откуда в Вас эта пограмма - о том, что Вы что-то должны, причём это что-то другому участнику не слишком и нужно. Если Вы уверены, что программа в Вас заложена правильная - так вот, Ваша бабушка точно так же уверена в правильности своей программы.
Могу понять Ваше разочарование поездкой. Возможно, Вы хотели прикоснуться к прошлому, которое чаще всего кажется более тёплым и солнечным, чем оно было на самом деле...
"По несчастью или счастью, истина проста:
Никогда не возвращайся в прежние места..."
Психолог
Здравствуйте Арина!
У вашей бабушки включился комплекс превосходства который говорит о том что у нее закрыта эмоциональная часть жизни и она играет в отношения и это не настоящие эмоциональные отношения а игра в них. Если вы хотите быть в этих отношениях то должны будете отдавать ей всю свою жизнь для игры и еще энергию и эмоции для того чтобы она вас унижала и пользовалась вашими интересами для своей игры. Это такие люди которые в жизни к сожалению сами себя лишили искренних чувств и с ними можно тлько играть. Они перестают играть только тогда когда чувствуют что кто то сильнее их намного и как правило это богатые и знаменитые люди и только с ними они не могут тягаться и поэтому если вы станете богатыми с мужем который у вас появится и у вас будет дом семья дети и т.д. она будет играть в другую игру - искренность и псевдолюбовь и тут можно попастаться и в обратную сторону дать сесть ей на шею с другой стороны. Это такой тип отношений. Если вам интересно как себя вести с такими людьми приходите на бесплатную консультацию по Ватсапу 89857642716 или напишите мне я с удовольствием пообщаюсь. С уважением Елена Гурова
Психолог
Добрый день, Арина. В описанной вами ситуации, кажется, нормально испытывать с вашей стороны обиду, возмущение, злость. Вы спрашиваете, как с ней выстроить отношения. Возникает ряд встречных вопросов:
- какие именно отношения с ней вы хотите выстроить?
- для чего это нужно вам?
- были ли у вас с ней вообще когда-либо родственные отношения?
Кажется, участие бабушки в вашей жизни с самого дества было формальным. Но, возможно, я ошибаюсь, и вы сможете вспомнить какие-либо теплые добрые моменты из вашего детства, связанные с бабушкой? Ведь эти отношения выстраиваются почти с рождения с подачи взрослого человека. В том, что вы поехали к бабушке, несмотря на дистанцию фактическую и эмоциональную между вами, я вижу ваше стремление к близости, теплоте. Возможно, вам хочется видеть в ней близкого человека и дополучить то, что вы недополучили от нее в детстве. А бабушка... осталась тем, кем и была всю вашу жизнь. Она просто не изменилась, и по-прежнему не может дать вам то, в чем вы нуждаетесь. Может ли быть, с вашей точки зрения, дело именно в этом?
Психолог
Арина, Добрый День!
Ваша бабушка, скорее всего, общается через призму своих неудовлетворенных ожиданий и претензий, накопленных годами, для неё это норма, и она не знает как по другому можно общаться, возможно она так проявляет свою любовь к вам.
Конечно вы не обязаны улучшать отношения, если не чувствуете в этом потребности.
Но тем не менее, вы приехали, нашли время, силы, деньги, это уже больше, чем достаточно. Если вам легче приезжать ненадолго, просто чтобы удостовериться, что всё в порядке, это тоже как вариант для отношений.
Но если вы хотите попробовать улучшить отношения с бабушкой и не чувствовать себя плохо после общения с ней, начните с себя, работы над собой.
Приглашаю на консультацию, будем вместе работать над вашими личными границами и не только.