спрашивает: Светлана (Москва)
Добрый вечер, уважаемые консультанты.
Очень нужна ваша помощь.
Мне 66 лет. У меня есть дочь, сейчас ей 41.
В 2010 году мы все скинулись и купили ей с мужем квартиру.
Дочь с зятем вложили 57% стоимости квартиры (дочь 39%+зять 18%) , мы с отцом — 43%.
Квартиру я решила оформить на себя (так как у зятя очень непорядочная мать и в случае их развода неизвестно как бы она поступила). И потом я оформила на дочь дарственную. Они там 6 лет пожили и зять купил квартиру в Питере. У него была своя фирма и после закрытия распределили доход между всеми партнерами.
Уехали они жить в Питер, а здесь (в Липецке) продавать не стали. Как дочь говорила: «Может в Питере не сложится — вернёмся». Но что самое интересное — за квартиру они не платили. За коммуналку платили все 7 лет мы с отцом. Да ещё я своей дочери помогала деньгами, так как она зарабатывала всегда гроши — педагогом в развивайке. Мне было её жалко. И она эти деньги «с благодарностью» принимала. Сейчас у них начались там какие — то проблемы, у дочери проблемы с работой, у зятя тоже дела не идут в гору, появились денежные трудности и они вспомнили про квартиру. Захотели продать. Я спросила: «А почему вы сразу не продали? Зачем она стояла столько лет и я за неё платила?» Дочь сказала, что возьмет в жилищнике информацию о том сколько было оплачено за квартиру и всё нам вернёт. На что я против.
Ещё у них там начались какие-то проблемы с верхними соседями, которые сделали у себя ремонт, поменяли конструкцию пола, уложив прям на голую плиту перекрытия керамическую плитку. Дочь жалуется, что сейчас они живут как в аду — слышно всё. Она потеряла сон на нервной почве и из-за постоянного грохота сверху. Спит по 5 часов максимум каждый день. (Якобы начались у неё ранние пробуждения в 4 — 5 часов утра). И из-за такого состояния вынуждена была сократить рабочее время — совсем мало часов преподавания взяла. И соответственно дочь сейчас в финансовом плане скатилась на дно.
Ещё и судиться начали с соседями из — за их пола.
Дочь ходила в поликлинику, врач назначил лечение, которое ей плохо помогает, сон не восстанавливается. И тогда врач рекомендовал обратиться в клинику неврозов (по сути это ПНД). Она не хочет туда идти, так как потом будет запись, что она туда обращалась и могут возникнуть проблемы.
И сейчас у них «идея фикс» - продать квартиру в Липецке, за которую мы платили много лет… Я еще давно озвучивала, что планировала продать две квартиры в Липецке (квартиру дочери и нашу с отцом) и купить маленькую, но в Питере. А после нас она достанется им. Дочь про это знала и тактично молчала всё это время.
Я ей предложила питерскую квартиру сдавать (раз они не могут там жить), а на эти деньги от сдачи квартиры — снимать другую. Отказываются. Это же надо шевелиться, лишние телодвижения сделать.
В Питере живет также старшая дочь. У неё две квартиры. Я предложила пожить временно в свободной.
Варианты ведь можно найти… Я много для дочери сделала, помогала деньгами, платила за квартиру, а она сейчас вот так поступает с нами… Подскажите, как можно цивилизованно решить данный вопрос?

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте Светлана!
У вас три вопроса - финансовый вопрос - кто и на что живет Второй вопрос имущественный. И третий вопрос здоровья. И во всех этих вопросах конфликт интересов. Но нужно по отдельности решать вопрос - с юристами имущественный и финансовый. и с врачами и психологами вопрос здоровья. Так что у вас есть желание решить вопросы - придется обращаться к специалистам потому что интересы всех нарушены окончательно и если не будет дополнительной помощи - не будет принято правильное решение. Если нужно приходите ко мне на консультацию и я помогу подобрать специалистов и вместе мы после консультации сможем определиться как и с кем остаться вам - по хорошему это выбор - кто останется близким а с кем придется заниматься расчетами. Одна часть вашей души просит любви и понимания, другая материальная и она просит справедливости и в этих двух плоскостях и нужно действовать. Часть вопросов решать по справедливости и по уму а часть вопросов все таки с умом и душой а это помощь психолога и других помогающих профессий. Я уверена что если грамотно и системно подойти к этому вопросу можно и для души и для кошелька найти решение - просто нужно конкретно и вам и другим соединиться с помощью помогающих специалистов потому что у вас сложные отношения до этого и решить в одной системе только например в вашей - не получиться - нужно что то объединяющее. А уговоривать вас и их нужно будет этим людям. Я понимаю хочется по душе больше и кошелек волнует но вам важен процесс семейных отношений потому что жить с этим придется всю оставшуюся жизнь поэтому отношения важнее и такие отношения нужно грамотно развести по разным углам иначе борьба и войны будут продолжаться. Каждый с помощью третьих лиц получит по закону и по отношениям и это правильнее чем всю оставшуюся жизнь считать слова и копейки. Приходите на консультацию я помогу найти этих людей и это будет правильно. Мой номер Ватс ап 89857642716 - напишите мне и мы договоримся о встрече и пройдем все эти круги вместе - зато результат будет отличным. Жду вашего письма и решения о консультации
Психолог
Здравствуйте, уважаемая Светлана!
Похоже, ваши интересы расходятся с интересами дочери, и вас обижает, что ваша дочь не хочет поступать так, как этого хотите вы. И при этом вы не хотите поступать так, как хочется вашей дочери (уступать ей).
У вас непростая ситуация, и в ситуации присутствуют как эмоциональные, так и имущественные вопросы.
Имущественный вопрос вам желательно решать сообща со всей семьёй и искать наиболее подходящий для вас и для вашей дочери выход. Чётко проговорить, чего именно и в каком размере вы хотите получить, на что согласны и на что нет. Искать консенсус. Возможно, привлечь специалиста по имущественным вопросам.
Также на всякий случай хочу добавить, что состояние, в котором находится ваша дочь, похоже, нуждается в медицинском наблюдении и, возможно, лечении. Болеть не стыдно. Это не "клеймо", а потребность в помощи.
Правильно прописаные лекарства способны помочь. И стесняться здесь нечего. Страх и промедление в лечении могут принести гораздо больший ущерб здоровью и жизни человека, чем запись о прохождении лечения.
Удачи вам!
Психолог
Здравствуйте, а что конкретно плохого делает ваша дочь, что вас обижает?  И что мешает вам взять от неё деньги за то, что вы платили за квартиру несколько лет? Светлана, а какое у вас дискомфортное чувство и что вы хотите изменить?
Психолог
Здравствуйте, Светлана!
Это Ваша дочь. И единственная цивилизация в этом вопросе - ВАША дочь и Ваше отношение к ней и к деньгам, которые Вы потратили на свою дочь.
ЭТО ВАША ДОЧЬ, как мама - перестаньте считать потраченные ДЕНЬГИ. Начните жить для себя ПОКА у ВАС ЕСТЬ возможности и деньги, делайте то, что считаете нужным ВЫ и живите. Если дочь обратится за помощью - помогите, если сможете.
Отпустите ДОЧЬ - ОНА уже слишком взрослая и РЕШАТЬ ее ПРОБЛЕМЫ Вы не сможете. Вы сможете только поддержать,
С уважением,
психолог Вера М.
Психолог, семейный психолог, клинический психолог
Здравствуйте.
Ситуация непростая, но требует спокойного обсуждения. Формально квартира принадлежит дочери – дарственная означает, что она вправе распоряжаться ею по своему усмотрению. Однако Вы имеете право обсуждать, как компенсировать вложенные средства.
Лучше всего сесть за стол переговоров. Обсудить вариант, при котором часть средств от продажи идёт на Ваши нужды, а часть остаётся у дочери. Если договориться не удастся, возможно, стоит подумать о юридическом пути – например, уточнить у юриста, есть ли возможность признать сделку спорной.
Главное – не доводить ситуацию до открытого конфликта. Если отношения важны, стоит искать компромисс, а не разрыв.
Психолог, семейный психолог, сексолог
Светлана, здоровье прежде всего! Не будет здоровья, и квартиры не нужны будут. Если у дочери действительно такая тяжелая форма, что невролог рекомендует клинику, лучше в клинику. А дочери сейчас нужна ваша поддержка, а не деележка квартиры.
Грамотный юрист вам подскажет что и как лучше сделать.
А вот отношения, если сломаются, восстановить очень трудно.
Посмотрите на ситуацию со стороны. Что вам сейчас дороже? Здоровье родного человека или коммуналка?
Психолог
Здравствуйте, Светлана!
Цивилизованно - в первую очередь через опытного юриста.
Если же Вы хотите наладить контакт с дочкой, найти взаимопонимание могу предложить Вам консультацию!
Психолог
Здравствуйте! Пр вашему тексту видно, что вы много своих финансов вложили в квартиру, в которой сейчас живёт дочь. Также увидела, что дочь в какой-то степени готова компенсировать эти затраты.  Но не понятно, а что именно хотите вы, то есть что такого делает дочь, что вы решили, что она неблагодарная? Какого поступка или конкретного действия, слова ожидаете от неё? Что для себя закрыли, какие возможности,  пока помогали дочери?
Психолог
Здравствуйте Светлана. В вашей ситуации имеет смысл обратиться к медиатору. Такой специалист умеет профессионально решать конфликты и споры без обращения в суд.
Психолог
Был однажды человек - после клиники неврозов. У него сейчас - всё отлично, все проблемы - решил.