спрашивает: Елена (Ростов-на-Дону)
Здравствуйте!
У меня такая ситуация, что сама я не могу разобраться как лучше поступить.
В браке я 15 лет. Последние пару лет у нас сильно испортились отношения. Последние несколько месяцев мы жили практически на одних скандалах. Дошло до того, что он меня ударил, просто за то, что я ему высказала ответные претензии. После этого я ушла сначала к маме, а потом на съёмную квартиру.
За это время я успокоилась, немного забыла весь тот кошмар, и много думала про наши отношения. Он видимо тоже подуспокоился, т.к. стал вести себя по-другому. Нормально, спокойно общается, зовёт назад, говорит, что что-то для себя понял. Я не знаю правда он понял или нет, может говорит так просто для того, чтобы меня вернуть. По крайней мере он даже не извинился за то, что ударил.
А вот я действительно поняла самую главную причину и проблему. И понимаю, что если её устранить, то такого кошмара больше не будет. У меня есть желание попробовать вернуться и начать всё заново, устранив ту проблему.
И вот, собственно, в чём вопрос - как сделать так, чтобы это не я назад прибежала на задних лапках по первому зову, а как бы он меня вернул? Просто кроме "возвращайся" больше нет никаких слов или действий. Мне не хочется, чтобы он думал, что со мной можно как угодно обращаться, а потом пальчиком поманить и я прибегу. Хочется, чтобы он осознал, что его последние выходки - это перебор. Что он действительно может меня потерять навсегда. Чтобы он что-то сделал для того чтобы я вернулась, а не просто сказал "иди домой" и я побежала. Судя по всему он так и думает, но меня это категорически не устраивает. Что посоветуете в такой ситуации?
Заранее спасибо ❤️

Ответы и советы психологов
клинический психолог, нейропсихолог, сексолог
Здравствуйте, Елена. В любом случае, перед тем, как снова жить вместе, вам нужно поговорить с вашим мужем и обозначить свои требования и ожидания, а также внимательно выслушать, что ему нужно, что для него важно и какие ожидания он имеет.
Вам обоим нужно выстроить границы и договориться за все обязанности, до того, как снова жить вместе и вести совместное хозяйство.
Психолог, психотерапевт, семейный психолог
Здравствуйте, Елена! Ваша ситуация очень сложная и понятна. 15 лет брака - это огромный срок, и разрыв всегда болезненен, даже если он кажется логичным после скандалов и насилия. То, что вы ушли и смогли успокоиться, это очень важный шаг. Анализ отношений и осознание ключевой проблемы - это тоже большая работа над собой.
Я понимаю ваше желание дать мужу осознать серьезность его поступков и не возвращаться "на задних лапках". Это совершенно нормальное желание сохранить самоуважение и убедиться, что он действительно готов к изменениям, а не просто временно успокоился.
Ниже я попробую привести вам несколько рекомендаций, как можно поступить в вашей ситуации.
Для начала, определите для себя, что для вас важно. Прежде чем что-то предпринимать, четко сформулируйте для себя, что именно вы ожидаете от мужа, чтобы быть готовой рассмотреть возможность возвращения. Это может быть не только извинение за рукоприкладство, но и конкретные действия, демонстрирующие его готовность к изменениям. Например: посещение семейного психолога; индивидуальная работа с психологом по управлению гневом; активное обсуждение проблемы, которую вы считаете ключевой, и поиск совместных решений; демонстрация понимания, что его действия были неприемлемы, и готовность не повторять их в будущем.
Я вам рекомендую четко обозначить свои условия. Когда муж в следующий раз предложит вам вернуться, не бросайтесь в объятия. Спокойно и твердо скажите, что вам нужно увидеть конкретные действия, подтверждающие его готовность меняться. Перечислите свои условия (основываясь на том, что вы определили в предыдущем пункте про то, что для вас важно. Например: "Я хочу вернуться, но мне нужно быть уверенной, что подобное больше не повторится. Я бы хотела, чтобы мы вместе походили к семейному психологу и он (ты) взяли на себя ответственность за (конкретная проблема). Для меня также важно услышать искренние извинения за то, что случилось."
Не торопите события. Дайте мужу время обдумать ваши условия и принять решение. Важно, чтобы он принял это решение осознанно, а не под давлением. Если он действительно заинтересован в сохранении семьи, он примет ваши условия. Если же он будет уклоняться или игнорировать их, это будет сигналом, что он не готов к серьезным изменениям.
Елена, независимо от того, какое решение вы примите, продолжайте заботиться о себе. Продолжайте жить своей жизнью, встречайтесь с друзьями, занимайтесь любимыми делами. Это поможет вам сохранить психологическую устойчивость и не зависеть эмоционально от мужа.
Будьте готовы к любому исходу. Возможно, муж выполнит все ваши условия, и вы сможете начать новую главу в ваших отношениях. А возможно, он откажется, и вам придется принять решение о разводе. Важно быть готовой к любому исходу и понимать, что ваше счастье и благополучие – это ваш приоритет.
Не бойтесь быть эгоистичной в хорошем смысле слова. В этой ситуации ваша цель - не угодить мужу, а защитить себя и свое будущее. Не бойтесь показаться "требовательной" или "неуступчивой". Важно, чтобы вы чувствовали себя в безопасности и уверенности.
В заключение, хочу отметить, что в ситуации насилия важно помнить о своей безопасности. Если вы чувствуете, что есть риск повторения насилия, не стоит возвращаться, даже если муж обещает измениться. Обратитесь за помощью к специалистам и рассмотрите возможность прекращения отношений.
И еще добавлю, я согласен с Ангелиной Коваленко в том, что стоит задать себе вопрос: готовы ли вы простить рукоприкладство? Это очень серьезный вопрос, и от ответа на него зависит многое.
Удачи вам в принятии решения! Надеюсь, мои рекомендации помогут вам.
Клинический психолог
Здравствуйте! Дайте себе время и пространство — не торопитесь возвращаться, пока не будете уверены в своих чувствах и границах.Постарайтесь понять, что для вас важно в отношениях и какие условия должны быть выполнены, чтобы вы чувствовали себя безопасно и уважительно.Общайтесь с партнером честно и прямо — скажите, что ожидаете от него изменений и уважения, а не только слова.Не бойтесь ставить границы — если он хочет вернуть вас, пусть докажет это действиями, а не только словами.
Возможно, стоит обратиться к семейному психологу для совместной работы над проблемами.Главное — слушайте свои чувства и не соглашайтесь на восстановление отношений, если они вам вредны или опасны. Ваше благополучие и безопасность важнее всего.
Психолог, семейный психолог, сексолог
Елена,
Если в вашей семейной системе произошел раскол и вы понимаете, что так дальше жить вы не сможете. И перед вами стоит выбор: разойтись с супругом или все- так взять паузу в отношениях и начать выстраивать отношения с «чистого листа».
Вы готовы к изменениям?
И прежде чем рассказать о схеме перестраивания отношений, мне хотелось бы развеять используемый миф в отношениях о «чистом листе».
Многие супруги начинают с «чистого листа» как:
после долгого конфликта и понимания невозможности жить вместе, разъезжаются на некоторое время, и потом снова съезжаются и начинают снова жить вместе, делая при этом вид, что ничего не произошло.
Отношения при этом не проясняются, и каждый из супругов полагает, что второй сам волшебным образом изменился и все будет по-другому. Но по прошествии некоторого времени, начинает происходить все тоже самое. Те же конфликты на старые темы, то же непонимание. И что в итоге- новое желание разойтись с супругом, потому что схема «с чистого листа» не сработала.
Но схема эта не сработала только потому, что ее вовсе и не использовали. Та схема, которую они использовали , называется «сделать вид, что ничего не произошло». Именно поэтому она и не сработала. Это просто другая схема.
Очень наглядно эту тему можно описать метафорой о постройке дома. И будет при этом сразу понятно, что это значит.
Вот представьте, вы построили дом, и прожив в нем некоторое время, понимаете, что из окон дует, крыша протекает, и стены покрылись трещинами и с каждым днем эти трещины увеличиваются, а фундамент начал трескаться.
Что вы в этом случае делаете, если эту метафору перевести на отношения? Начинаете латать крышу, замазывать щели на стенах и заклеивать окна и ставить подпорки под фундамент.  Но это долго этот ремонт не работает: трещины становятся все толще, и подпорки уже не выдерживают. И в итоге, дом рушится. Хозяева уезжают из дома на некоторое время, пожив отдельно понимают, что не могут друг без друга, и въезжают снова в этот полуразрушенный дом. Немного замажут стены, поставят пару новых подпорок под фундамент, и через некоторе время, снова приходит понимание, что жить в нем невозможно.
Это и называется «продолжить жить в старом» и «сделать вид, что ничего не произошло».
А как выглядит схема «с чистого листа» на примере постройки дома?
Полуразрушенный дом сносится. Кладется новый фундамент, возводятся новые стены, крыша…
Так же и с отношениями.
Начать с чистого листа, это значит оставить в прошлом все, что было в отношениях: все конфликты и недомолвки, даже знания о своем супруге. И пока не съезжаться.
Супругам нужно заново познакомиться! Да, именно так. Познакомиться, походить на свидания с супругом. Разрешить ему заново за вами поухаживать, заново вас узнать.
Ваши мысли, цели, желания, интересы. То есть вам нужно снова друг друга узнать. И при этом не торопиться  с интимными отношениями. Иначе вы рискуете, опять свалиться в «химию» и провалить схему.
В процессе ухаживаний и разговоров, вы заново проясняете для себя вопросы финансов, отношений с родителями, детьми, бытовые вопросы, работа , отдых, секс….
Отдельно по этим вопросам, вы можете прочитать в моей статье «Вопросы, которые нужно прояснить до брака».
И только после того, как вы все моменты прояснили и по всем вашим сферам жизни договорились или приняли какое то общее решение, вы можете подумать о том, чтобы снова съехаться.
Именно эта схема и называется «с чистого листа».
Для наглядности, просто вспомните как вы познакомились и начали общаться с будущим супругом. Это был ваш неизвестный партнер и чистый лист, который вы впоследствии узнали и приняли решение о совместной жизни.
Теперь у вас есть знания, как закрыть вашу старую книгу отношений.
И начать писать Новую. С «Чистого листа»