спрашивает: Ольга
Здравствуйте. Обращаюсь к вам как мама, которая чувствует себя на пределе. У меня дочь, сейчас ей 13 лет. Я воспитываю её одна, без отца. С самого детства я чувствую, что наши отношения непростые.
Когда она была маленькой, она могла быть очень упрямой, тяжело шёл контакт, я часто чувствовала себя одинокой и без поддержки. Я старалась быть для неё и мамой, и папой, но временами не хватало терпения и сил. В моменты усталости или напряжения я могла срываться, и это наложило отпечаток на наше общение.
С возрастом стало только сложнее. В последнее время дочь ведёт себя крайне дерзко по отношению ко мне: грубит, язвит, разговаривает со мной на равных, как будто я ей «подруга», а не мать. Недавно в школе она сделала поступок, который поставил меня в неловкое положение и стал для меня «последней каплей». После этого её отношение стало ещё более резким.
Я, к сожалению, не всегда справляюсь с эмоциями. Недавно я сорвалась и сказала очень жёсткие слова: что у неё есть выбор — либо вести себя нормально, либо ехать жить к отцу, либо в детский дом. Я даже пригрозила психиатрией, если она продолжит вредить себе (такое поведение у неё уже проявлялось). Я понимаю, что это страшные слова, и мне самой больно, что я их произнесла. Но внутри я была настолько зла и бессильна, что не удержалась.
Я забрала у неё все гаджеты, пытаясь показать границы, но чувствую, что доверие разрушаю ещё сильнее. Ситуация зашла в тупик.
Мне очень тяжело. Я люблю свою дочь больше всего на свете, но ощущаю, что теряю её. У меня чувство вины, раздражения и страха одновременно. Иногда я не узнаю саму себя в этих вспышках гнева.
Я прошу вашей помощи и совета:
1. Как мне научиться справляться с собой, когда эмоции накрывают и хочется кричать?
2. Как правильно и безопасно ставить границы с подростком, чтобы сохранить уважение?
3. Как вернуть доверие и контакт, если между нами накопилось так много боли и жёстких слов?
4. Что делать, если дочь продолжает испытывать меня и не воспринимает авторитет матери?
5. Как нам вдвоём пройти этот подростковый кризис и не разрушить отношения окончательно?
Я устала от борьбы и очень хочу наладить с ней отношения, но пока не знаю, как.
С уважением,
Ольга

Ответы и советы психологов
Клинический психолог
Здравствуйте,Ольга!
Постарайтесь прежде всего научиться управлять своими эмоциями, чтобы не допускать срывов и сохранять спокойствие, ведь это поможет вам лучше понять и поддержать дочь. Важно установить границы, которые будут ясными и последовательными, при этом проявляя уважение к её чувствам и возрасту. Чтобы восстановить доверие, нужно проявлять искреннюю заботу, слушать её без осуждения и показывать, что вы рядом, несмотря ни на что. Постарайтесь избегать угроз и жестких слов, заменяя их поддержкой и диалогом. Важно также обратиться за профессиональной помощью — психолога или семейного консультанта — чтобы вместе разобраться в ситуации и найти пути выхода из кризиса. Помните, что ваше тепло и терпение могут стать ключом к восстановлению ваших отношений.
клинический психолог, нейропсихолог, сексолог
Здравствуйте, Ольга. При личной беседе многое прояснится, пишите в личку
Психолог
Добрый день, Ольга!
Ребенок, это характеристика родителей, всей семейной системы. В вашем случае, поведение вашей девочки, показывает на ваши собственные ошибки, в вашей маленькой семье. Она не осознанно зеркалит вас.
Агрессивные подростки, не повод вести его к психологу, это повод пойти к психологу самому. Ребёнок может быть стабильным, только если живёт в предсказуемой для себя среде.
А предсказуемая среда, говорит о том, что, если мама и папа, транслируют эмоциональную стабильность, ему так проще жить.
Я сейчас, не кидаю камни в ваш огород. Скорее всего, вы действовали в воспитании дочери из лучших побуждений.
В вашей ситуации, когда уже много наворочено в отношениях, главное не торопится.
В моменте быстро не сможете поменять ситуацию, нужно действовать постепенно. Более осознанный контакт, с уважением относится к чувствам ребёнка, озвучивать эти чувства.
Постепенно ребёнок, который осознаёт, что его эмоции принимаются пойдёт на диалог. Будет общаться, будет учится излагать свои мысли.
Приглашаю на консультацию.
Психолог
Добрый день, Ольга!
В Вашем сообщении я чувствую много боли, но из любой тупиковой ситуации можно найти выход. Сейчас плохо и Вам, и Вашей девочке. Подростковое самоповреждение очень  тревожный знак, который говорит о глубоких переживаниях дочери, с которыми она не может справиться самостоятельно, чаще всего это такой крик души. Тут нужна обязательная индивидульная консультация психолога!
Срывы  чаще всего от беспомощности и страха, страха за неё. Важно постараться научиться выплескивать негатив не на ребёнка, а в сторону. Да, это не всегда просто, но дочь, видя срывы мамы думает: "Как я могу ей доверять, если она даже со своими эмоциями не может справиться?"
Для восстановления доверия требуется время, первый шаг - это учиться разговаривать друг с другом, учиться доверять, пробовать выстраивать границы. Где будет зона, которая полностью за Вами, то, что несёт угрозу жизни, и тут решение только за Вами и бесприкословное его принятие со стороны дочери, затем  зона толерантности, когда идет совместное обусуждение, споры и общий выбор, ну и некая "free" зона, где решение принимает ребонок самостоятельно (если это не несёт вреда ей самой и окружающим).
Я искренне желаю Вам наладить отношения с дочерью. И помните, что Вы не одиноки, всегда можно обратиться к специалистам.
Психолог, психотерапевт, семейный психолог
Здравствуйте, Ольга!
Я понимаю вашу боль и отчаяние. Вы находитесь в очень сложной ситуации, и то, что вы обратились за помощью, говорит о вашей силе и желании наладить отношения с дочерью. Подростковый возраст – это непростое время как для ребенка, так и для родителей, особенно когда вы воспитываете дочь одна.
Прежде всего, хочу вас поддержать и сказать, что вы не одиноки. Многие родители сталкиваются с подобными трудностями. Важно помнить, что вы делаете все возможное в сложившихся обстоятельствах, и ваша любовь к дочери – это уже огромный шаг к решению проблемы.
Теперь давайте попробуем разобраться в ваших вопросах:
Это очень важный вопрос, ведь ваше эмоциональное состояние напрямую влияет на отношения с дочерью. Вот несколько советов:
В первую очередь, осознайте свои триггеры. Понаблюдайте, какие именно ситуации или слова дочери вызывают у вас самые сильные негативные эмоции. Запишите их. Это поможет вам подготовиться к ним в будущем.
Во вторую очередь, остановитесь, прежде чем сорваться. То есть, как только почувствуете, что закипаете, возьмите паузу. Выйдите из комнаты, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов, выпейте воды. Помните, что лучше промолчать, чем сказать то, о чем потом будете жалеть.
В обязательном порядке найдите свои способы расслабления. Это может быть что угодно: прогулка на свежем воздухе, чтение книги, прослушивание музыки, медитация, горячая ванна. Найдите то, что помогает вам успокоиться и восстановить силы.
Если вам сложно справляться со своими эмоциями самостоятельно, обратитесь к психологу. Он поможет вам разобраться в причинах ваших вспышек гнева и научит эффективным стратегиям управления эмоциями.
Границы необходимы, но важно устанавливать их с любовью и уважением:
Обсуждайте правила вместе. Не навязывайте свои правила, а обсудите их с дочерью. Позвольте ей высказать свое мнение и предложите компромиссы. Важно, чтобы она чувствовала, что ее слышат и уважают.
Объясняйте причины. Не просто говорите "нельзя", а объясняйте, почему вы устанавливаете то или иное правило. Например, "Я переживаю за твою безопасность, поэтому прошу тебя сообщать мне, где ты находишься".
Будьте последовательны. Если вы установили правило, придерживайтесь его. Иначе дочь перестанет воспринимать ваши слова всерьез.
Уважайте личное пространство. Подростку важно иметь свое личное пространство и время. Не вторгайтесь в него без необходимости.
Это потребует времени и усилий, но это возможно:
Признайте свою вину. Извинитесь перед дочерью за те слова, которые вы сказали в порыве гнева. Объясните, что вы не хотели ее обидеть и что вам самой больно от того, что произошло.
Проявляйте интерес к ее жизни. Спрашивайте о ее интересах, друзьях, увлечениях. Слушайте ее внимательно и без осуждения.
Проводите время вместе. Найдите то, что вам обеим нравится делать, и проводите время вместе. Это может быть просмотр фильма, прогулка, поход в кафе или просто разговор по душам.
Будьте терпеливы. Не ждите мгновенных результатов. Потребуется время, чтобы восстановить доверие и наладить контакт.
Важно понять, почему она это делает:
Возможно, это просто проявление подросткового бунта, когда ребенок пытается отделиться от родителей и утвердить свою самостоятельность.
Возможно, дочь пытается привлечь ваше внимание, даже негативным способом.
Возможно, у нее есть какие-то потребности, которые не удовлетворяются (например, потребность в признании, понимании, поддержке).
Ольга, попробуйте поговорить с ней откровенно и выяснить, что ее беспокоит. Постарайтесь понять ее точку зрения и найти компромиссное решение.
Самое главное – это помнить, что вы обе хотите одного и того же: любви, понимания и уважения. Попробуйте посмотреть на ситуацию глазами дочери. Помните пожалуйста, что подростковый возраст – это время больших перемен и внутренних конфликтов. Поддержите ее, будьте рядом, и вместе вы обязательно справитесь с этим кризисом.
В заключение хочу сказать, что вам обоим может быть полезна семейная терапия. Она поможет вам наладить общение, разрешить конфликты и построить более здоровые отношения.
Не отчаивайтесь, Ольга! Все обязательно наладится. Верьте в себя и в свою дочь!
С уважением, Виталий.