спрашивает: Татьяна
В июле младшая дочь покончила с собой , утопилась . Не могу передать что со мной творилось в первые дни, сейчас чуть полегче... Открылось много нового, Я совсем не знала свою девочку . По характеру она замкнутая, мало общительная , хорошо училась и в школе и в вузе, тот закончила с красным дипломом . Работала в том же городе . Решила сменить город . Вот с этого момента с ней что то произошло , появились мысли о бессмысленности жизни , мысли о суициде, депрессия ...Про депрессию дочь сказала , обвинив в последствиях детской психологической травмы, и как ещё психолог ей сказала что тяжелый характер . Думаю про характер не нужно было говорить, у дочки и без этого была заниженная самооценка.. Пошла на прием к психиатру . Все это мы уже узнали после ее смерти. Она постоянно принимала лекарства, работала с психологом . И постоянная борьба с суицидальнми мыслями .. За пять лет приезжала с отпуск один раз .. Я корю себя что упустила ее, , не сделала ничего , чтоб исправить , не заметила ее состояния , не поняла что ей плохо. В добавок она внесла большие суммы на мошеннический сайт, взяла огромные кредиты, ежемесячная сумма выплат больше не зарплаты .. Почему она с нами не поделилась, почему не захотела поделиться? . В предсмертной записке пишет что совершила много ошибок ,ей стыдно ... Как мне с этим жить .... Я своим ничегоневиденьем довела ее до смерти , думала с моими детьми все в порядке, моими детками ничего плохого не может быть

Ответы и советы психологов
Психолог, клинический психолог
Татьяна, спасибо за ваши откровенные слова. Сочувствую вашей утрате. К сожалению, многие родители сталкиваются с такой же проблемой, как у вас. Пережить это невозможно, с этим нужно научиться жить. Понять для начала, что ваша дочь, скорей всего, была психически больна, так как вы сами говорите, что она наблюдалась у психиатра и работала с психологом. Люди с психическими расстройствами, которым сопутствует депрессия, скрытны, замкнуты и очень хорошо это умеют скрывать, но то, что с ними в реальности происходит, в эмоциональном плане, выдержать долго невозможно. И это нарушения в химических процессах головного мозга и нервной системы, воля тут и личностные качества ни при чем. Без должного лечения они, увы, часто находят выход в суицидальных попытках, родственники тут ничего сделать не могут. А в основном близкие не понимают и не могут оценить объективно ситуацию, так как от них это скрывают и ведь для нас наши дети всегда "идеальные малыши", так работает психика родителя, и никуда от этого не уйти. Я хочу сказать, что предотвратить болезнь, а это именно болезнь, вам как маме невозможно, и корить себя за это вы не можете.
Ваша дочь сражалась за жизнь, посещая психолога и психиатра. Мне очень жаль, что ей не хватило немного сил, чтобы выйти из этого состояния, но она сделала свой выбор, и этот выбор только ее.
Психолог, семейный психолог, сексолог
Татьяна,
Утрата близкого человека, дочери— это большое испытание. Такая потеря не оставляет в человеке ничего живого. Стоит принять тот факт, что жизнь уже никогда не станет прежней. Слезы, сожаления — это нормальное выражение скорби. Однако человек способен пережить горе и справиться с трудностями. Первое время будет очень тяжело, но жизнь продолжается. Необходимо это осознать.
В этот период человек может испытывать самые разнообразные виды чувств: страх, сожаление, злобу, обиду, отрицание произошедшей трагедии. Все это естественно для родителей после смерти ребенка. Нельзя говорить, что тосковать и плакать — это плохо. Все должно выливаться наружу. Нужно плакать, если хочется. Дав волю переживаниям, можно помочь себе справиться с потрясением после гибели дорогого человека. Немаловажно принять случившееся. Понятно, что на первых порах это невозможно, однако, если постоянно отрицать то, что сын больше не вернется, дальнейшая жизнь станет мучительной и невыносимой.
Каждый человек имеет собственный характер. Кто-то способен пережить потерю ребенка в короткие сроки, кому-то требуются для этого годы. До недавнего времени психологи считали, что после смерти дорогого человека родственник проходит 5 этапов: шок, отрицание, осознание, принятие, успокоение. Однако в наши дни практически каждый психолог скажет, что данная теория не совсем верна. Нельзя разделить страдания на этапы, поскольку в этот период человек испытывает целый ряд чувств, эмоций. Они могут повторяться, сменяться другими. Со временем человек успокаивается. Как пережить смерть единственного ребенка супружеской паре? Каждый человек воспринимает горе и переживает его по-своему.
Вылечить боль невозможно. Но обуздать ее, притупить, научиться отвлекаться – вполне реально. Здесь все способы хороши:
1. Выражайте свое горе в творчестве. Напишите стих в честь дочери, нарисуйте картину, вышейте икону бисером.
2. Нагружайте себя физически. Это может быть спорт, постройка дома или дачи, облагораживание участка. Большие нагрузки притупляют эмоции.
3. Делитесь своей болью. Нужно обязательно найти человека или людей, которые могут разделить с вами горе. Если среди близких вы не находите понимания, начните общаться в интернете. Существуют специальные форумы, где матери, потерявшие детей, рассказывают о своей боли, поддерживают и помогают пережить трагедию другим.
4. Обратитесь к врачу за назначением успокоительных препаратов. Специалист сможет подобрать лекарство, помогающее стабилизировать эмоциональный фон. Вам будет легче держать себя в руках, уменьшится боль, нормализуется сон, исчезнут другие признаки стресса.
5. Не прибегайте к помощи алкоголя, наркотических веществ, не принимайте серьезных препаратов без назначения врача. Эффект от этих способов может быть прямо противоположным.
6. Начните помогать нуждающимся. Нерастраченную любовь к дочери можно использовать во благо. Помогите малышам из детского дома, никогда не знавшим родительского тепла. Накормите бездомного, сделайте пожертвование в фонд помощи больным детям, позаботьтесь о животных или одиноких стариках.
7. Напишите письмо дочери. Изложите все то, что вы ему хотите сказать на бумаге, а затем сожгите ее. Пишите столько, сколько нужно для облегчения боли.
8. Отвлекайтесь. Смотрите комедийные фильмы, читайте книги, готовьте сложные блюда, затейте ремонт или найдите любое другое занятие, которое отвлекает от тягостных мыслей хотя бы ненадолго.
9. Ложитесь спать вовремя, регулярно принимайте пищу. Вы должны делать это через силу. Правильное питание и сон помогут быстрее оправиться от горя за счет уменьшения в крови гормонов стресса.
Психолог
Татьяна, я переживаю вместе с Вами. Разделяю все Ваши чувства. У меня умерла дочь в июне от диабетической комы. Встречались за неделю до смерти. Я не понял, насколько все серьезно. Конечно, мы виноваты. Можно ли было увидеть? Можно ли было что-то исправить? Повлиять? Не знаю. Может, другие бы смогли. Я уверен, что Вы были в контакте с дочкой. Уверен, что она могла быть с Вами открытой. Уверен, что Вы поддержали бы ее, выслушали. То, что не попросила помощи - ее выбор. Возможно, не хотела, чтобы ее жалели. Возможно, хотела показать Вам, насколько она успешна, что справилась сама. Высокую планку себе назначила. Да, по моим наблюдениям, мало кто умеет / хочет / может просить о помощи. А мы, родители, не всесильны, к сожалению. Будь так, в мире царило бы только добро. Делаем, что можем. Мне помогает мысль, что мы с моей дочкой как то еще увидимся:). Сил Вам, Татьяна, и душевных, и физических. Искренне Ваш, Константин
Клинический психолог
Здравствуйте!
Ваши чувства очень глубокие и понятные. Чтобы облегчить боль и начать справляться с этим тяжёлым опытом, важно позволить себе испытывать все эмоции, не подавлять их. Постарайтесь обратиться к психологу или психотерапевту — профессиональная помощь поможет разобраться в своих чувствах и обрести поддержку. Также полезно делиться своими переживаниями с близкими, чтобы не оставаться один на один с этой болью. Процесс восстановления занимает время, и важно быть терпеливым к себе. Попробуйте заботиться о себе, уделять время отдыху, прогулкам, тому, что приносит вам хоть немного спокойствия. Помните, что жизнь после утраты может стать новой — это не забывание, а поиск способов жить с этим и находить силы двигаться дальше.
Психолог
Здравствуйте, Татьяна. Вы поделились огромной болью, которая со временем будет терять  остроту, но вряд ли когда уйдет совсем. Не потому что вы виноваты в чем-то. Совсем нет. Потерять близкого в результате его суицида - это одна из самых жестоких потерь. Близким очень тяжело и трудно принимать реальность после суицида родного человека. Могу вам сказать, что это происходит в разных семьях: и в любящих, и в разобщенных, и в жестоких, и в доброжелательных. Если бы только все зависило от родителей. Но нет. Не все зависит от родителей. Могу сказать точно, что не всегда можно понять, что внутри человека созревает замысел суицида. К сожалению, некоторые люди в этот период полностью сосредоточены на своей боли, не верят в то, что они важны и ценны для близких. Практически все те, кто оказался на вашем месте, мучается вопросом: что я не сделал? что я упустил? Но, если захочется себя в чем-то обвинить, повод найдется всегда.
Единственная правда в том - что ваша утрата не восполнима. Вы можете только, обращаясь к небу, сказать своей дочке, как вы ее любите, и что вам совсем неважно, сколько она совершила ошибок, она все равно для вас самая лучшая. Ваше сердце знает, что вы любите ее. И, как любая мама, конечно же, иногда вы на нее злились, сердились. Это нормально. Невозможно всегда только хвалить, невозможно всегда быть в хорошем настроении. Вы просто человек, который делал то, что мог.
Позаботьтесь о себе и ради себя самой, и ради ваших близких, и для того, чтобы в памятный даты почтить свою дочь тем образом, который предписан вашими религиозными верованиями. Если поймете, что нужна помощь психолога, обращайтесь. Человек не должен оставаться один на один со своим горем