спрашивает: Кристина (Краснодар)
После тяжелого развода прошло 2 года, я никак не могу отпустить прошлое, нет, я не хотела бы вернуть те отношения , я сама вышла из них, так как очень страдала. Просто очень много мыслей о прошлом от одиночества.. За этот период встречались разные мужчины, но все не то.. те, которые мне нравились, не воспринимали меня всерьез, а те, которые были серьезно настроены, не нравились мне.. в итоге, возникает чувство тоски каждый раз, когда случается неудача в личной жизни. Я чувствую себя будто обреченной на одиночество. Мне 32 года, я хорошо выгляжу, нравлюсь мужчинам,а толку никакого, время идет, а я все одна . Очень хочу семью, ребенка. Устала думать о том , что у бывшего мужа пусть брак не особо счастливый, но тем не менее..он не один, у него жена, ребенок появились за это время. А я будто какая-то не такая, не заслуживаю счастья, взаимной любви, достойного мужчины, Хотя, стремлюсь ведь, не остаюсь в нездоровых, несчастливых отношениях , но и счастливые построить не получается. В чем моя проблема? Как мне преодолеть чувство тоски, одиночества, отчаяния, безнадежности, как перестать думать о прошлом? Я будто держусь за те эмоции, которые испытывала к бывшему мужу в лучшие времена. Почему психика цепляется за прошлое? Из-за одиночества, страхов? Мне кажется, что у меня уже на всем этом фоне тихая депрессия.. я не стою на месте, развиваюсь, нахожу себе занятия, но нереализованность в личной жизни мне не
дает покоя, я не хочу эту тему в идею - фикс превращать, так как часики тикают и все в этом духе. Но я действительно устала быть одна.

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте, Кристина!
Я понимаю, насколько давит на вас ваша нереализованность в личной и семейной жизни.
Скажите, если представить, что вы знаете, что у бывшего счастливый, но бездетный брак, что бы вы чувствовали7  отличались бы ваши чувства от тех, что испытываете сейчас?
Что именно вы желаете себе в личной жизни в первую очередь? Стать возлюбленной? Стать женой: Стаьт мамой? Понятно, что хочется все одновременно, но попробуйте себя услышать и понять, на что в большей степени откликнулась ваша душа.
Теперь про то, почему вспоминаете. А потому же, почему знаете про то, что сейчас у бывшего, даже знаете, что брак не очень счастливый.
Вы пишите, что развод был тяжелый? Почему именно? Звучит так, как будто имеет место созависимость, история с психолгическим давлением, манипуляциями и т.д.
То есть с этим нужно работать.
С часами, что тикают, тоже. Нужно понять, тикают ли они, и если да, то что делать, какой план=)
Это все на консультации.
пишите, буду рад с вами поработать и вам помочь со всем разобраться!
С уважением,
Анна Михайловна
Психолог, семейный психолог
Кристина, здравствуйте!
Мне очень откликается ваше письмо и ваши вопросы, сопереживаю вам, примите мою искреннюю поддержку! Столько отчаяния, боли, разочарования слышится в ваших словах, хочется обнять вас и просто побыть рядом.
Вы знаете, наша психика так устроена, что даже в бывшем плохом мы находим что-то хорошее, наша память подкидывает нам воспоминания не о ссорах, скандалах, страданиях, а о счастливых моментах, которые нас связывали с человеком. И в этом такой микс эмоций, что сложно забыть. Потому что нужно не стараться забыть, а немного переработать эти моменты прошлого, сделать из них выводы, принять их и пойти дальше в жизнь с учетом этого опыта. Развод, расставание с человеком, в которого и с которым много вместе вложено эмоций, чувств, переживаний - это один из видов горевания, я об этом много пишу в своем телеграм-канале "Развод - дело тонкое". И помогаю женщинам и мужчинам (да-да, мужчинам тоже нелегко приходится в состоянии расставания и после него) прожить эти состояния и найти путь в будущее, чтобы не застревать в прошлом.
Допускаю мысль, что вы интуитивно после развода выбрали путь вытеснения этой боли от расставания через контакты с другими мужчинами, создание отношений, которым, возможно, пока не время и не место. То есть сейчас они номинально присутствуют в вашей жизни, и вы можете сказать, что вы не одна. Но внутри пустота - это все не то, не мое, зачем мне этот суррогат отношений, я себя в них не чувствую. Дополнительно довлеют социальные установки и нормы (часики тикают, нахожу себе занятия), которые также влияют на ваше восприятие действительности.
По вашему письму у меня складывается вывод, что вы еще не отпустили предыдущие отношения, не прожили расставание, не хватает сил и ресурсов на созидание, пока прошлое столь явно - отсюда наблюдение за бывшим, как он живет, что у него происходит. Расставание нужно прожить эмоционально, ментально, физически. Приходите ко мне на консультацию, я специализируюсь на теме расставания с партнером и смогу вам помочь прожить эти эмоции и посмотреть в будущее с надеждой и даже, возможно, радостью, если будете к этому готовы. Посмотрим на то, как вы выбираете партнеров, каких мужчин вы ищете, что мешает развитию отношений, почему разочаровываетесь. Все это не описать в письме, но возможно во взаимодействии в формате консультирования.
Надеюсь, что смогла немного прояснить для вас ситуацию, и буду ждать вас на приеме!
Психолог, семейный психолог, сексолог
Кристина,
Начинайте действовать постепенно, не торопясь. Действует по пунктам. Начиная с осознания, до перехода к реальным действиям.
1. Определите для себя, что вам дает эта зависимость?
От чего он вас защищает?
А может быть и чего то лишает?
2. Вам нужно признать и взять ответственность за свою собственную жизнь, за право выбора. Определите для себя: какой вы хотите видеть свою жизнь.
3. Проанализируйте, были ли у вас схожие отношения раньше, или может вы наблюдали нечто подобное в вашей родительской семье?
Если вы нашли у себя сходство, то с этим сценарием нужно расставаться.
Для начала начните с того, что просто « разрешите себе поступать по-другому», без оглядки в прошлое и прошлые разрушительные отношения.
4. Отказывайтесь и выходите из игры- жертва - преследователь- спасатель-родитель- ребенок. Осознайте для себя, кто вы в этом круге, и роль кого играете.
5. Составьте себе личный план. Таким образом, что вы сам себе единственный человек, от которого можете получить помощь, совет, признание, благодарность, материальные блага. И никто вокруг вам помочь не может. Не используйте его в качестве оправдания своей несостоятельности, и как единственного источника и средства для достижения вашей цели.
6. Ежедневно придумывайте себе одно новое занятие, пусть даже минимальное и маленькое.
7. Учитесь говорить Нет. Нет, чтобы радовать себя, а не обидеть других.
8. Станьте эгоисткой. Себя, свои желания, потребности- на первый план. Желания и потребности партнера- на последний.
Как бы ни хотелось, придется выходить из зоны комфорта и начинать новую стратегию поведения.
9. Если  у вас проблемные отношения с мужчинами, попробуйте составить рассказ от 1 лица, начиная от первого дня знакомства по сегодняшний день.
Позвольте всем вашим эмоциям, чувствам, надеждам и ожиданиям вылиться на листе бумаги.
Эта техника вам поможет понять себя, свое поведение, причины схваток с собой и окружающими миром.
10. Станьте честной перед собой и откажитесь от привычки «идеально выглядеть».
11. Начинайте окружающим вас людям что то давать просто так, без ожидания похвалы и одобрения : эмоции, добрые дела, помощь, а не только руководствоваться личной выгодой.
Начинаем излечивать себя:
1. Принимаем себя такой, какая вы есть. Со всеми морщинками и недостатками.
2. Осознаем желание сказать Нет прошлому, прошлым чувствам и поступкам. Разрабатываем новую схему взаимодействия с собой: своими чувствами, эмоциями, поступками.
3. Принимаем окружение и людей такими, какие они есть, игнорируем любую попытку или желание изменить человека или подстроить под себя.
4. Начинаем жить осознанно. Понимать и чувствовать каждый свой взгляд, вздох и шаг.
5. Отказываемся от всех отношений, которые приносят разочарование и негативные эмоции. Общайтесь толко с теми, кто вам принести радость в общении, а не заставляет после их ухода, стать на путь апатии.
Концентрируйтесь на себе, двигайтесь к той цели, которую себе наметили. Наполняйте жизнь радостью.
Единственная возможность, которая может заставить самостоятельно справляться со своей агрессией и жестокостью- это доказать себе и ему, что вы способны жить и справляться со сложностями без него.
Не играйте в роль жертвы, а становитесь зрелой, взрослой и самодостаточной личностью.
Только самореализация, самостоятельность и выход из изоляции поможет вам выйти из токсичных отношений.
Единственное средство от любовных страданий- это бегство от него. Никаких реваншей, возвратов и поисков компромиссов!
Душевное спокойствие превыше всего.
Психолог, семейный психолог
Кристина, добрый день!
Могу лишь предположить, что не удается выстроить счастливые отношения, так как ранее Вы находились в отношениях, где много страдали. Т.е. психикой усвоен механизм "нездоровых" отношений. То есть, как первый шаг, я бы порекомендовала Вам изменить стиль Ваших отношений с противоположным полом. Помимо этого, так как есть (вероятно) вот этот усвоенный механизм, Вы выбираете тех партнеров, которые в него отлично встрояться, а тех, кто для этого совершенно не подходит (серьезно настроенные "хорошие" парни) Вы отвергаете.
Что касается фокуса внимание на Вашу проблему. Да, Вы пишеет о том, что не хочется превращать эту мысль в идею-фикс, но в тоже время, Вы пишете о чувствах одиночества, отчаяния и безнадежности. То есть, по всей видимости, вы все-таки очень сфокусированы на этом, а продолжительный "не успех" порождает множество негативных чувств и установок.
Поэтому, как второй и третий шаг решения проблемы я бы предложила - сменить фокус с проблемы на себя (у меня есть короткая и емкая статья на эту тему), и избавиться от негативных установок по теме отношний.
Подытожу три шага, над которыми стоит поработать:
1. Восстановить ресурсное состояние
2. Изменить стиль Ваших отношений с противоположным полом
3. Сменить фокус с проблемы на себя
4. Избавиться от негативных установок по теме отношний
С наилучшими пожеланиями, Екатерина Г.
Психолог
Добрый день! Почему эмоции, которые вы испытывали к бывшему мужу тогда более привлекательны для вас, чем эмоции в новых отношениях?
Психолог
Добрый день, важно извлечь уроки , отогревать и понять нынешние чувства и понять , чего не хватает сейчас .
Это как раз и делается на консультациях ,обращайтесь
Психолог
Может Вам нужна Ваша вторая половина ?Это может быть - Запрос на коррекцию.
Психолог, семейный психолог, клинический психолог
Кристина, после развода Вы скорее всего не сделали работу над ошибками, а поэтому двигаться дальше не выходит. Вы тащите старый багаж, который не даст Вам покоя.
Проблема в Вашей самооценке и нелюбви к себе. Тоска, отчаяние, безнадежность, мысли о прошлом, страхи - со всем этим Вы никуда не уедете. Это признаки отсуствия самоценности, самодостаточности и любви к себе. Скорее всего и прошлый брак не получился из этого отсутствия самоценности и самодостаточности.
Для начала Вам надо привести себя в порядок, понять в чем проблема. Вступать в новые отношения не сделав работу над ошибками и не проработав то, что нужно проработать, да еще и со старым багажом - это все равно с мешком мусора пытаться пытаться пройти в Кремлевский дворец. Это просто невозможно. Что и доказывает Ваш опыт - ничего не получается.
Основная проблема у Вас - отсутствие любви к себе. Вы не понимаете, что это и ищите ее из вне. Но пока сами себя не полюбите, никто не полюбит Вас. Люди считывают автоматически невербальную информацию о нашем отношении к самим себе и относятся так же.
Любовь к себе (и к другому человеку) состоит из 3-х составляющих: уважение, забота, страсть (как вдохновение). Итак прежде чем строить отношения с другими, человек должен полюбить себя (не стоит путать с эгоизмом, т.к. это противоположность любви к себе!), то есть испытывать к себе Уважение (понимать что он — личность и не обесценивать никакие свои чувства, мысли, желания, способности и достижения, даже самые маленькие), Заботу (сюда входит понимание того, что Вы готовы и не готовы терпеть, что Вам нравится, а что не нравится, как построить комфортные вам личные границы, как отдыхать, как поощрять себя и т. д. все это касается душевного, психологического и физического состояний) и Страсть (как вдохновение всем что представляет из себя человек, а не только физическая и сексуальноя! ). В русском языке значение этого слова очень ограничено к сожалению, часто несет негативный оттенок. Эта часть любви отвечает воодушевление, вдохновение (к своему делу, профессии, внешности, когда они Вас радуют и воодушевляют). Все это безусловно в здоровом ключе. Это закладывается с детства, и так же с детства разрушается неконструктивным воспитанием и детскими психологическими травмами.
Если не иметь этого навыка гармоничного сосуществования с собой, здоровой любви к себе, то построить гармоничные отношения тоже не получится. Ни личные, ни дружеские. Просто потому что у человека нет понимания себя, и он не знает по каким критериям оценивать и понимать, что его партнер, друг или близкий человек действительно испытывает к нему уважение, заботу, страсть, то есть как понимать, что он любит его. И как самому понять, любит ли он в ответ.
Важно проанализировать с психологом Ваше отношение к себе, найти все вредные установки, которые Вы переняли от родителей (на данный момент видна "советсткая" вредная установка про возраст, но у Вас их скорее всего несколько еще). Всего родительских вредных установок 12 и об этом я писала в своих статьях в том числе на этом сайте. Далее устанавливаются страхи и прорабатываются. А потом начинаем работу по восстановлению любви к себе. После этого, когда Вы станете гармоничным самоценным человеком, Вы сможете научиться выбирать достойных избранников и строить счастливые отношения на основе взаимного истинного чувства!
Работы много, но я работаю динамично и если Вы заинтересованы улучшить свою жизнь, буду рада помочь Вам! В среднем это 5-7 онлайн-консультаций. Все в Ваших руках, не унывайте! Начинайте играть в своей жизни главную роль. У Вас одна жизнь и стоит прожить ее радостно и полноценно!