спрашивает: Алла (Новосибирск)
Моей дочке 13 лет. Ей кажется, что она всегда грязная. Моется и утром и вечером по 15-20 мин. Это я уже стучу в ванную, чтобы заканчивала. При этом гель, мыло, шампунь уходят за считанные дни. Руки моет по 10 раз на день, если даже дома сидит. Мне кажется это растройсиво. Не слышит меня и продолжает в таком же темпе.

Ответы и советы психологов
Психолог, клинический психолог
Алла, здравствуйте. Симптомы похожи на навязчивое мытье, когда человек, в том числе подросток, совершает гигиенические процедуры слишком часто и подолгу. Такое поведение может быть симптомом ОКР, но не всегда связано со страхом загрязнения. Подросток может использовать ванную как место для отдыха, где можно отвлечься от окружающего мира. Вода очень хорошо снимает стресс, а чувство уединения помогает убирать нервное напряжение. С помощью чрезмерного мытья ребёнок может пытаться защитить себя от контроля или давления социума, родителей. Ну и в подростковом возрасте начинается гормональная перестройка организма, появляются разные новые запахи, выделения, жирнятся волосы, портится кожа, ребенок начинает комплексовать. Советую вам поговорить с дочкой о гигиене, разъяснить о том, что все это нормальные вещи, возможно кто-то из сверстников акцентировал на чем-то внимание и появился страх быть высмеянной, стать изгоем. Попробуйте договориться с дочерью, например с утра вместо душа использовать дезодоранты, в течении дня использовать ежедневные прокладки, пользоваться спреями для ног и т.д. Также в подростковом возрасте, когда гормональный бум, ребенок очень интенсивно начинает изучать свое тело, поэтому дочь не обязательно может мыться, ей просто нужен шум воды и уединение, особенно если у нее нет своей отдельной комнаты. Это тоже является вариантом нормы. Удачи вам, если будут еще вопросы пишите, с удовольствием на них отвечу.  С уважением, Татьяна
Психолог
Алла, добрый день!
Спасибо за вопрос. У вашей дочке сейчас в разгаре переходный возраст и такая зациклинность на внешности и чистоте нередко встречается. Подросткам в этом возрасте крайне важно хорошо выглядеть, чтобы быть успешными среди сверстников. Поскольку же в этом возрасте начинается активная физиологическая перестройка организма, то вашей дочке кажется, что с ней что-то не так и она снимает эту тревожность с помощью постоянного ухода за собой. Это является признаком того, что самооценка у нее сейчас занижена и возможна ей будет полезно поработать с психологом.
Чтобы более полно ответить на ваш вопрос нужно пообщаться с вами и с вашей дочкой, чтобы картина была более полной. Если у вас есть желание пообщаться, то пишите.
Юлия Ходос, детский и подростковый психолог
Психолог, семейный психолог, сексолог
Алла, да, очень похоже на тревожное растройство. Поговорите с дочкой о ее переживаниях и отношениях в школе. Если самостоятельно понять у вас не получится, стоит довериться детскому психологу.
Психолог
Алла, здравствуйте!
Вы описали очень явные симптомы, которые относятся к обсессивно-компульсивному расстройству (ОКР). Но так как девочке ещё только 13 лет, говорить о расстройстве личности рано (личность полностью формируется в среднем только к 20-22 годам). Что не отменяет серьезность ситуации. Такое поведение не возникает просто так и напрямую влияет на развитие отдельных свойств характера и личности в целом. Я вам рекомендую как можно скорее обратиться к грамотному психиатру, который сможет провести диагностику состояния вашей дочери и при необходимости назначить медикаменты (сейчас есть легкие препараты). И работать с психологом, чтоб найти причину возникновения этих симптомов. Ещё раз повторюсь, что подобное поведение не случается на пустом месте. Простыми уговорами, просьбами или объяснениями тут вопрос не решить, девочке сейчас нужна квалифицированная помощь.