спрашивает: Ольга (Севастополь)
9 летняя девочка проявляет агрессию (щипает, кидается игрушками, что царапины на теле остаются) к своей 1годовалой двоюродной сестричке, две семьи живут в одном доме, у старшей нет папы, нет бабушки и у младшей скоро будет братик. Я бабушка младшей, невестка моя любит племянницу и не хочет верить, что племянница это делает, а та даже меня не боится и может ущипнуть и кинуть игрушку при мне

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте, Ольга!
Такая ревность часто возникает у старших детей по отношению к младшим. Потому что младшим достается больше внимания, все их сюсюкают и крутятся возле них. А старшие вроде как должны "понимать", что маленькому ребенку нужно больше заботы. Но любой ребенок хочет, чтобы заботились о нем, внимание чтобы тоже принадлежало ему. Некоторые дети даже выбрасывают младенца из кроватки и сами туда ложатся.
В таких ситуациях нужно очень много внимания давать старшему ребенку. Разговаривать, играть с ним, интересоваться как день прошел, как себя чувствует, гладить, держать при себе, баловать вкусненьким, хвалить, замечать успехи, помогать в девичьих делах - причесать, помочь выбрать наряд и т.д. Как правило это помогает! Ребенок начинает чувствовать, что его любят не меньше младшего и успокаивается. Можно после этого вовлекать старшего в уход за младшим и дружба будет постепенно налаживаться.
Удачи вам!
Психолог, семейный психолог, сексолог
Ольга, таки образом девочка пытается привлечь внимание родителей. Ведь с появлением младенца, весь ракурс родителей смещается на него, а про старших мало того что забывают, так и еще родительские обязанности начинают навешивать.
Ребенок поэтому и протестует.
Чтобы такого проявления избежать, то после появления малыша, старшему нужно уделять в 2 раза больше внимания, чем до рождения!
Эта формула рабочая, если хотите психологического комфорта и любви в семье.
Психолог
Ольга, Добрый День!
Прочитала вашу историю.
Дети ,это калька родителей или копирование поведения тех людей, с которыми они взаимодействуют.
Возможно ( это моё предположение),вы при общении с девочкой проявляли агрессию, пусть даже не осознанную( скрытую), разговаривали с ней в надзидательном , авторитарном тоне,игнорировали ребёнка.
При этом , в её присутствии уделяли всё внимание и любовь младшей малышке.
Вас же никто не просит ,любить этого ребёнка, но хотя бы не игнорировать её одергиваниями, и показать  свою заинтересованность.
Разговаривать с ней мягче, она же ребёнок, она маленькая девочка.
Поэтому поведение этой девочки, которая она вам демонстрирует,это её протест в вашу сторону,ответ на вашу агрессию, критичность и т.д.
Попробуйте поговорить с ребёнком из спокойной ,доверительной взрослой позиции, как можно обращаться с малышкой годовалой.
Гармонизируйте своё поведение, и эмоции в том числе, вы же сейчас в статусе бабушки.
Постарайтесь и этому ребёнку дать немного тепла и защиты.
Можно поработать с вашими внутренними ,эмоциональными состояниями, приглашаю на консультацию.
Психолог
Здравствуйте, Ольга!
Девочка уже не маленькая. И делает это совершенно сознательно.
Значит, есть что-то личное. Вполне возможно - зависть.
И ответом на сообщение - проблему не резрешить.
Если эта проблема реально существует и несет угрозу, лучше разобраться в причине ее поведения и может быть, поработать с психологом.
С уважением,