спрашивает: Ульяна (Москва)
Здравствуйте. Мой муж ушёл на сво добровольно, подписав контракт. Всегда мечтал быть штурмовиком.
Но его мечта зашла слишком далеко, дух пропал, хочется ему вернуться обратно, но уже поздно. Прошёл месяц подготовки, сейчас едет на первое боевое задание. Его брат недавно погиб на сво, он же пошёл следом за ним туда зачем-то. Понятно что хочет заработать. Но какой ценой? В общем ушёл, ушёл. Дай бог выжил. Но как теперь справиться с этим чувством тревоги и навязчивыми переживаниями, ведь ещё ничего не случилось. А что если мне позвонят когда я буду на работе и скажут, что мой муж погиб. Вообще ума не приложу, как сейчас перестать загоняться. Атаракс это лишь временное приглушение тревоги. Но даже он не всегда помогает. Так вот, скажите пожалуйста, как перестать загоняться и жить в ожидании того что с ним случится что то плохое? Я не хотела чтоб он уходил туда, но он настоял на своём решении

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте, Ульяна! Благодарю, что вы нашли в себе силы поделиться своей историей. Она действительно не простая с точки зрения той эмоциональной нагрузки, которая на вас сейчас легла. Полагаю, что ваш муж уходя добровольно на СВО, делал это с мыслью, чтобы вернуться живым, а не умирать. Это сильная мотивация. Пусть и лично для вас это станет опорой.
К сожалению, усилием воли не удастся заглушить всю ту тревогу, которая заставляет вас переживать волнение снова и снова. Однако, важно небольшими шагами наполнять свою жизнь привычными, возможно, даже рутинными делами. Постарайтесь не смотреть новостные ленты и учувствовать в разговорах с людьми, которые не владеют достоверной информацией. Если вы работаете, то не уходите с головой в работу больше, чем положено. Заполняя свободное время работой, вы избегаете каких-то приятных мелочей, которые смогли заполнить вашу жизнь приятными эмоциями. Не замыкайтесь в себе, не оставайтесь наедине с угнетающими мыслями. Есть Союз Жён участников СВО. Возможно, общение с теми, кто не понаслышке знает какого это, сможет хоть немного снизить вашу тревогу. А если у вас появятся и не будут длительное время отпускать чувство вины, злости или гнева, обращайтесь к специалистам.
Всего вам самого доброго!
Психолог
Здравствуйте Ульяна. Хочу добавить немного своего видения~ как Вам справляться с тревогой, так как это доставляет беспокойство и накрут мыслей в голове.
"Дух пропал, ему хочется вернуться обратно"~ конечно страшно, поле боя это не компьютерная игра. Но, у Вас муж очень решительный, исполняет свою мечту. Это классные мужские качества. Вы сами в это поверьте, что он крутой. "Есть такая профессия Родину защищать" (не помню кто это сказал). Когда Вы поймёте,  какой у Вас муж отважный, герой уже просто потому, что пошёл на это, Вы начнёте им гордиться и при связи нужно его этим поддерживать~ говорить, что Вы им гордитесь, какой он молодец....думаю, Вы найдёте слова комплименты. Это первое, чем Вы можете снизить свою тревожность.
Второе, начните выписывать тревожные мысли, не дающие покоя, например в тетрадь. Осознайте, что эти мысли не приносят Вам пользу, найдите альтернативу этим мыслям. Вынесенные мысли, снижают эмоцию, так как именно мысли запускают эмоциональное состояние.
Третье, как только одолевают тревожные мысли, начните что-то физически делать или можно подышать ~ вдох на 4 счёта, выдох на 8 и таких циклов 10.
Пробуйте всё, найдёте, что успокаивает и пользуйтесь этим.
У Вас всё получится!
Психолог
Ульяна, добрый день! Вам необходимо осознать, что это решение другого человека, он имеет на это право и вы не можете прожить жизнь за него. Да, он вам дорог, но уважайте его выбор. Разрешите ему самому принимать решения и отвечать за них. Нет необходимости предугадывать события заранее - для чего вы пытаетесь заранее пережить то, чего нет? Поймите, что вы сейчас не владеете ситуацией и не можете ничего контролировать. Всё, что от вас нужно - продолжать жить дальше. Это его решение и его ответственность. Заведите дневник эмоций и выписывайте туда каждый день свои мысли и чувства. Отделите их от этой ситуации. Примите его выбор и живите дальше. Переживания - естественная часть жизни, но осознайте, что вы не владеете ситуацией, а раз так - примите её. Удачи Вам!
Психолог
Утешить, задача религии, священников. Поезжайте по монастырям, молитесь, вам будет легче... И кое что в этом есть, пока человек жив.
Психолог
Ульяна, Добрый День!
Вы спрашиваете « как перестать загоняться и жить в ожидании того что с ним случится что-то плохое? Я не хотела, чтоб он уходил туда, но он настоял на своём решении».
Можно посоветовать несколько рекомендаций;
- Позвольте себе испытывать эмоции тревоги, беспокойства не обвиняя себя.
- Постарайтесь отделить то, что вы можете контролировать, от того, что не можете (разделите свои мысли).
- Вы не можете изменить решение вашего мужа или ситуацию, в которой он находится, но вы можете контролировать свою реакцию на это.
- Когда вы чувствуете, что тревога становится невыносимой, попробуйте технику заземления.
- Это может быть глубокое дыхание.
- Или «техника 5 якорей», осматривание вокруг и называние пяти вещей, которые вы видите, четыре вещи, которые вы можете почувствовать, три вещи, которые вы слышите, две вещи, которые вы можете понюхать, и одну вещь, которую вы можете попробовать на вкус.
-Постарайтесь ограничить себя в новостных лентах, особенно о военных событиях.
- Попробуйте сосредоточиться на планах в будущем.
- Подумайте о том, что вы можете сделать, когда ваш муж вернется.
-Планы могут дать вам ощущение контроля и цель.
- Не замыкайтесь в себе. Общайтесь с друзьями и близкими, делитесь с ними своими переживаниями.
Ваша тревога естественна, и это нормально, что вы чувствуете себя так в сложившейся ситуации.
Приглашаю вас на консультацию, где мы вместе с вами будем разбираться с вашим состоянием и чувствами.
Психолог
Здравствуйте,
Нужно "прожить" эту ситуацию в подробностях. Не просто "А что если", а именно подробно "как это произойдет, что я буду делать, когда мне это сообщат, что я буду делать после этого".
А ещё лучше сесть и написать всё это на бумагу. Максимально подробно.
Мозг перестанет тревожиться потому, что ситуация станет для него понятной.
Удачи вам.