спрашивает: Максим (Пермь)
Здравствуйте, у меня давняя и одна из самых тяжелых моих психологических травм. Продолжается она уже года 4 или 3,5. Заключается она в том, что мне сложно быть собой (хотя я в принципе не понимаю какой я настоящий, я будто бы шут гороховый) и связана с оценкой со стороны преимущественно молодого поколения, с гопниками и неформалами особенно, оценка людей постарше не так сильно бьет по мне. Опишу подробнее: мне очень тяжело морально, когда на меня смотрит молодняк, хотя сам таким являюсь и считаю себя довольно стильным и страх негативной оценки, если я одеваюсь более стильно, чем обычно уменьшается незначительно. Негативная оценка со стороны гопников меня пугает тем, что они могут посмотреть не так, сказать: «че ты так одеваешься?», предъявить и не дай бог ударить или избить, а негативная оценка со стороны нефоров страшна тем, что тоже могут посмотреть с презрением (мол не стильный) и тоже предъявить. Перед всеми молодыми людьми (за исключением не таких стильных и харизматичных) я чувствую какую-то угрозу и страх, что они будут более харизматичными в первую очередь и более стильными. Хотя хочу снова проколоть пирсинг и отрастить длинные волосы, как и раньше (подстригся год назад, чтобы выглядеть брутальнее, ибо искал уверенность и какую-то положительную оценку со стороны гопников в этом), но не могу, ибо возрастет моя неуверенность в себе. Я уже так устал от этого, хочу быть спокоен уже в этом вопросе, помогите, пожалуйста, что нужно сделать?

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте, Максим!
Весь  прикол в том, что всем окружающим безразлично, как вы выглядите! Потому что они заняты собой! И предъявить вам никто не может, если вы чувствуете себя уверенно в любом виде, и вам плевать на мнение других о вас!
Именно внутреннее состояние здесь первично, а не внешний вид! Вы должны нравится самому себе, а не кому то! И как только вы перестанете придавать чрезмерную важность внешности и просто любить, ценить, уважать себя, все эти трудности развеются как дым!
И если нужна помощь в проработке, готова помочь!
Удачи вам!
Психолог
Здравствуйте, Максим!
Возможно у вас правда, какая то опасная среда. вижу много тревоги, что есть возможность даже какого то физического насилия со стороны каких то групп. И тут конечно легко советовать будь собой, не обращай внимания на других. Тут нужно глубже разбираться с самооценкой, откуда столько тревоги, это реальная угроза или больше в ваших тревожных мыслях.
По поводу самовыражения через одежду/аксесуары и др.внешние проявления, мне нравится что сейчас нет жестких правил, я хожу и вижу как молодежь и взрослые одеваются на столько по разному, нет единого стиля и это очень классно, вы тоже можете самовыражаться абсолютно по своему, не придерживаясь каких то направлений, можете их миксовать, эклектики сейчас очень много.  Это еще и про то что нормальные адекватные люди разрешают быть другим людям такими каие они есть, не критикуя и не навязывая им своего мнения. Люди слабые и незрелые критикуют и нападают на других не из состояния силы, а из состояния слабости и страха. Т.ч возможно вы боитесь гопников, а они точно так же бояться Вас, это их защитная реакция - нападение.
Мы можем с вами вместе поисследовать вашу самооценку, страхи - реальные они или больше надуманные, если будет желание, обращайтесь, рада буду помочь.
Соболева Веара - семейный психолог
vera.nika_71@mail.ru
Психолог
Максим, Добрый День!
Проблема здесь не в том, как на вас смотрят гопники, неформалы или кто-то ещё. Вся ваша тревога, это про неуверенность в себе, а не про их мнение.
Вы пытаетесь найти уверенность через внешний вид: стильная одежда, пирсинг, прически, как будто это сделает вас увереннее. Но реальная уверенность не зависит от того, что на вас надето или как вы выглядите.
Она идёт изнутри, из того, насколько вы цените себя таким, какой вы есть. Если зависеть от чужой оценки, вы никогда не будете спокойны.
Всегда найдутся, и гопники, и неформалы, и кто угодно, кто будет критиковать или что-то говорить.
Что можно предложить;
Прежде всего, перестать искать одобрение со стороны. Вы не обязаны никому ничего доказывать.
Хотите снова пирсинг? Делайте, но не для того, чтобы кто-то сказал, что это круто. А потому что это нравится вам. Отрастите волосы, если это ваш выбор, а не попытка понравиться какой-то группе людей. Одевайтесь так, как вам комфортно, а не чтобы вписаться в чьи-то ожидания.
Страх перед тем, что кто-то может вас осудить или, не дай бог, ударить, это тоже про ваше внутреннее состояние. Вы даёте другим людям слишком много власти над собой.
А суть в том, что чем больше вы пытаетесь соответствовать, тем больше будете чувствовать страх и неуверенность.
Начните жить для себя. Отпустите чужие взгляды, они вас не определяют. Когда вы действительно примете себя, вам станет всё равно, кто что думает о ваших волосах или одежде.
Приглашаю на консультацию.
Психолог
Здравствуйте, Максим. Ваши сложности в оценке вас окружающими вас вообще не должны волновать. Вам нужно обрести истинную адекватную самооценку, независимость от чужого мнения. Вы - это Вы. Самооценка - это ваше отношение к себе на основании знания и принятия себя. Зачем вам вообще чья бы то ни было оценка собственной уникальности? Вам совершенно не стоит пытаться самоутверждаться, соревноваться, быть лучше других, доказывать свое превосходство, всегда быть на высоте, противостоять или пытаться подстроиться под кого бы то  ни было. Ваша самооценка (настоящая) это как ваше имя, вы же не доказываете ни кому право быть Максимом и что ваше имя имеет право на существование и что оно не хуже и не лучше других имен. Зачем вы назвали себя шутом гороховым, шуты гороховые всегда железобетонно самоуверенны (причем безосновательно) и  поливают окружающих своим негативом. Вы, скажем так, в поисках своей идентичности. Вам нужно заняться самопознанием, принимая все свои стороны, безоценочно хорошо-плохо, вы это вы. Такого как вы больше нет. Узнайте себя настоящего, а об окружающих вообще стоит забыть (ваша жизнь от них ни как не зависит). Кто угодно, когда угодно может сказать о нас что угодно. Даже людей святой жизни находили чем закидать. Знаете, на моем сайте (telyakova.ru) много статей о развитии самооценки, независимости от чужого мнения, уверенности в себе, почти в каждой статье я затрагиваю этот вопрос. Они вам могут очень серьезно помочь. Так же на сайте есть тренинги для самостоятельной работы над собой. Если для вас мои взгляды и стиль мышления окажутся близки, то работая с моими программами вы сможете справиться самостоятельно со многими трудностями. Желаю вам успеха, путь познания себя всегда самый интересный и полный сюрпризов.
Психолог
Конечно самый простой способ убрать все эти волнения в консультации с психлогом, тем более, что тут могут быть трансгенерациоанные (родовые) корни.
Иметь уверенность среди гопников? Странный выбор. Ибо среди этих людей даже "свои" подвергаются издевакам и побоям, что ж говорить о других. Можно, конечно, их возглавить и тогда по идее опасаться нечего, но тоже путь сомнительный, да и вложено в него будет не мало сил.
Их сообщения не ясно сколько Вам лет. Вы уже 4 года боитесь гопников. Почему Вы их не боялись до этого сремени7 И сколько еще по времени можно или следует их бояться? После чего они станут обычными гопниками.
Удивительно, но даже звери чувствуют страх, а когда они это чувствуют, тогда они на него и нападают.
Гопники - люди, которые несчастные и обиженные в жизни. Маленькмие дети, которые никогда не вырастут.
Любой взрослый человек сильнее и мудрее гопника. Может проще выбрать эту стратегию.
Взрослый человек - это тот, кто умеет принимать решения и следовать этому решению, то есть человек слова и решительный.
Судя по написанному, Вам удавалось всегда избегать гопников и неформалов, не смотря на свои страхи. Соответственно Вы все делаете правильно. Вы им попросту не интересны - такое тоже бывает. Осталось прекратить ожидать плохого. Ведь на это уходят силы и энергия, а они Вам точно нужны. Ожидания просто не оправдались.. 4 года - это подтвердили.
Психолог, семейный психолог, сексолог
Максим,
Я перелагаю вам технику «Как договориться со страхом».
В спокойной и не отвлекающей обстановке начните глубоко дышать. Теперь начинайте думать о страхе, о ситуациях, связанных с ним. И ваше тело откликнется. В какой-то момент этот страх проявится в теле. Это может быть и какой-то образ, и ощущение.
А теперь концентрируйте ваше внимание на нем и начинайте его исследовать.
• Если бы он имел цвет, какой бы он был?
• Какой он формы?
• Он легкий или тяжелый?
• Из какого материала он сделан?
А теперь перенесите все ощущения и образы на бумагу. Нарисуйте его образ.
И сравните эти два образа.
Образ, нарисованный красками, начинайте перерисовывать, изменяя форму и добавляя краски. Перерисовывайте до тех пор, пока он не станет вам нравиться.
Теперь вернёмся к образу внутри вас. Мысленно выньте его и положите на пол или оставьте у себя в руках. Задайте вопрос: что полезного он вам несет и хочет рассказать. Внимательно слушайте себя и ответ. Каждый ответ внутри нас!
Поблагодарите его за информацию и договоритесь с ним о новом поведении. Обращайте внимание, как будет меняться цвет и форма. Когда вы с ним договоритесь, вложите этот приятный образ обратно в себя. Почувствуйте новое отношение к старой ситуации.
И так постепенно договаривайтесь и анализируйте каждый свой страх, мешающий двинуться вперед.
Психолог
Здравствуйте, Максим! Вы ощущаете себя мишенью во враждебной среде, пропускаете через систему посторонних  оценок. Насколько я вижу из Вашего письма, Вы не склонны нападать на границы окружающих, почему же ожидаете покушения из-вне? Предлагаю в рамках сессии начать поиск Себя-независимого от чужих настроний!
Психолог
Здравствуйте! А если бы не было такой необходимости следить за своей внешностью, как бы тогда сложилась, складывалось жизнь? Что бы поменялось в ваших занятиях, целях, ценностях?
Психолог
Добрый день, Максим. Я тоже из старой гвардии нефоров, рада приветствовать))
Хочу сказать, что каждый человек - разный в разных ситуациях и обстоятельствах. Это наш, можно сказать, эволюционный механизм - адаптироваться, чтобы выжить в различных жизненных эпизодах. Мы не можем всегда быть только в одной ролевой модели.
Поэтому быть собой - это, на самом деле, быть разным. Посмотрите внимательно - может быть, какие-то грани себя вы отметаете, считая их неподходящими или стыдясь их (например, переживаете, что вы не харизматичны). Но на самом деле, даже то, что мы видим, как негативное, можно повернуть на службу себе, "подружиться" с этими, на первый взгляд, неприятными, гранями. Такие вот дела.
Вы описываете взаимодействие с различными ребятами, и часть из них (гопники) несет для вас физическую угрозу, а часть (неформалы) имеет влияние на вашу самооценку.
Мне видится первая угроза более опасной. Но вторая угроза - быть менее харизматичным - для вас тоже очень весома, несмотря на то, что вам могут причинить физический вред гопники, вы готовы вернуть в свой образ нефорские фишки. Однако тут вы смотрите на себя глазами других ребят и почему-то им верите. И думаете, что вот они - мерило, простите, трушности.
Почему вы именно их ставите на позицию судей? Почему не свою точку зрения считаете выше их мнения?
Внутри себя вы позволяете двум категориям людей выбирать за вас, каким вам быть. Тяжело поймать тут уверенность, когда вы стараетесь для них, а не для себя.
Попробуйте поискать свой индивидуальный стиль. И проверить, в чем еще ваша харизма - ведь это не только внешность, но и внутреннее наполнение.
Психолог
Здравствуйте, Максим!
В Вашем разговоре очень много оценки других людей. Вашей оценки других. Вы их называете "молодняком", "гопниками", "старшим поколением", "младшим поколением". Вот Вы просто станьте собой, без какой - либо оценки других людей и тогда Вы сможете себя воспринимать адекватно. Вам нравится можно и стильно одеваться, одевайтесь. Ведь красивые и ухоженные, харизматичне люди всегда вызывают интерес к себе и это совсем не важно - кто это и какого поколения человек. Если Вы интересная личность - Вы будете вызывать интерес не разделяя людей на классы.
Почистите немного свое отношение к миру и мир развернется в Вашу сторону.
С уважением,