спрашивает: Вероника (Москва)
Как можно попробовать в 43 года проработать травму отвержения? Осложняется ситуация тем, что это отец и мать, но не только, но также подруги, муж, тётя, двоюродные сестра, брат, то есть не было ни одного человека, который бы не отверг меня. Жить с этим невыносимо.

Ответы и советы психологов
Психолог, семейный психолог
Вероника, здравствуйте!
представляю, как Вам тяжело, самые близкие люди, на которых хочется опираться, наоборот отвергают. К сожалению, так бывает, когда отвергают не только родители, а и окружающие люди и это становится невыносимо. Работа с такими травмами может проходить по разному, можно через тоансовын техники , можно через Эмоционално- Образную терапию или другие методы, важно подобрать те способы, которые подходят именно Вам . Работаю с такими травмами, обращайтесь. Контакты есть в моей анкете .
с уважением,
Елена
клинический психолог
Здравствуйте, Вероника!
Проработка травмы отвержения — важный и деликатный процесс, который помогает восстановить уверенность в себе, снизить внутренний конфликт и улучшить качество жизни. Кроме того, это длительный процесс, требующий терпения и поддержки.
Здесь работа многоплановая, зависящая от вашей личной ситуации, о которой я могу судить пока только поверхностно. Она включает в себя осознание и принятие чувств, эмоций; повышение самооценки;  установление здоровых границ и укрепление доверия к себе и окружающим и многое другое.
Я работаю в когнитивно-поведенческом подходе, преимущества которого при травме отвержения это:
-быстрый эффект в изменении негативных убеждений
-практические инструменты для самостоятельной работы
-укрепление уверенности и развитие навыков межличностного взаимодействия
В терапии КПТ идет работа с  автоматическими мыслями и убеждениями, связанными с ощущением отвержения, например: «Я недостаточно хороша», «Меня никто не любит» или «Я всегда буду одна".  Исследуется, насколько эти мысли соответствуют реальности, их истинность или ложность. Негативные мысли заменяются на более реалистичные и поддерживающие. Наряду с этим идет работа над  изменением поведения. Используются техники релаксации и стресс-менеджмента, что помогает снизить тревогу и эмоциональное напряжение, связанное с переживаниями отвержения.
Рада буду помочь вам обрести баланс и укрепить ощущение собственной ценности!
Психолог, семейный психолог, сексолог
Вероника, возраст проработки значения не имеет.
Если вы наблюдали у себя схожие симптомы, можно говорить об травме:
1. Представление родителей о правильности воспитания. Это является некой защитой их самооценки, создавая некие родительские эталоны, чтобы удобнее было отслеживать их выполнение, устанавливаются ограничения родительской ответственности.
2.По мере взросления ребенка, они автоматизируются и систематизируются, становятся более предсказуемыми, и ребенок их автоматически использует, тем самым минимизируя стрессовые ситуации для себя.
3.Установки могут быть сложными и противоречивыми, что может быть обусловлено внешними и внутренними конфликтами родителей.
4.Агрессия ребенка- это способ реакции на эмоциональное отвержение. Невозможность реализовать потребность в любви, будет кричать, драться, плакать _ дабы привлечь к себе внимание. Он ощущает себя плохим и винит в этом родителей
5.Позиция неуклюжести, глупости и плохих привычек- это стремление ребенка избавиться от внимания взрослого. Я не любим, оставьте меня в покое.
6.Отвергаемый ребенок стремится привлечь внимание любой ценой, в том числе и оппозицией, отвердением общения и уходом. Это так называемое оппозиционное привлечение внимания.
Я бы еще отметила, что работать стоит не только с травмой, а с личностью в целом. Непринятие себя, страх и чувство вины, желание угодить и быть хорошей - вот комплекс последствий, на которые  первично стоит обратить внимание.
Надумаете работать в этом направлении, обращайтесь.
Психолог
Вероника, здравствуйте, конечно можно проработать эту травму в терапии. Приглашаю Вас на 30 мин бесплатную онлайн встречу для диагностики. Метод Эот прекрасно справляется с такими задачами.