спрашивает: Александра (Ростов-на-Дону)
Мне 46 лет, мужу 68 и у него деменция уже два года. В октябре прошлого года он стал проявлять агрессию по отношению ко мне и после очередного избиения, так получилось, что я изменила ему. И время от времени я продолжаю встречаться с этим мужчиной. Но меня съедает постоянное чувство вины, хотя я понимаю, что мужу все равно-он не помнит кто я, он не помнит кто он. Но тем не менее, я понимаю что поступаю не правильно, я не должна этого делать. Это чувство не даёт мне возможности нормально жить, оно загоняет меня в состояние глубокой депрессии. Как мне избавиться от этого или хотя бы чуть чуть притупить это чувство?

Ответы и советы психологов
Психолог
Добрый день, Александра!
Сочувствую вам, вы находитесь в очень сложной кризисной ситуации. Тяжело жить с человеком, который проявляет к вам агрессию и даже физическое насилие. И, находясь в этой ситуации, вы имеете право на самую разную поддержку.
Вы можете обращаться за психологической поддержкой на кризисную линию, в кризисные центры, к психологу-психотерапевту. Также вы можете обращаться за моральной и физической поддержкой к своим друзьям и родным. Кто может поддержать вас в этой ситуации?
Также, возможно, вашему мужу и вам нужна медикаментозная терапия. Обращались ли вы к психиатру? Насколько я знаю, приступы агрессии можно уменьшить с помощью психиатрического лечения.
"меня съедает постоянное чувство вины"
О чем для вас это чувство? За что и перед кем вы виноваты?
Иногда чувство вины бывает для нас сигналом о том, что я где-то заблудилась, поступаю так, как мне бы не хотелось, живу не в соответствии со своими ценностями, хочу жить и поступать по-другому. И тогда выходом из такого чувства вины был бы поиск ответа на вопросы: А как я хочу жить и поступать? Что мне для этого делать по-другому?
А бывает и так, что человек и хотел бы поступать по-другому, но не может в силу обстоятельств и тогда ответом на чувство вины было бы осознание своей вынужденности и невиновности, самопринятие и самопрощение.
А иногда чувство вины бывает связано не с конкретными действиями, а с ощущением своей плохости в целом. Такое часто бывает у людей, которые сталкиваются с ситуацией насилия. Им начинает казаться, что если с ними поступают так плохо, то это означает, что они плохие. И тогда человек будет чувствовать себя виноватым по любому поводу.
Иногда такое отношение к себе начинается с воспитания в детстве и тогда человека по жизни сопровождает склонность чувствовать себя виноватым.
В последних случаях для выхода из такого чувства вины нужна психотерапия.
Возможно, ваше чувство вины для вас о чем-то еще, можно подумать об этом самостоятельно или вместе с психологом на консультации.
Если нужна психологическая поддержка, вы можете обращаться ко мне, я тоже живу в Ростове-на-Дону, так что можно встретиться не только онлайн, но и очно.
Психолог, семейный психолог, сексолог
Александра,
В большинстве случаев чувство вины имеет свои корни в детстве. Родители часто, сами того не осознавая, прививают детям это тягостное чувство. Например, говорят: «Из-за тебя мне на собрании пришлось краснеть!», «Из-за твоей музыки у меня разболелась голова!» К сожалению, это самая распространенная причина, которая приучает человека чувствовать себя хронически виноватым. С этим на консультации можно работать. Избавить вас от истинной причины этого чувства. Можно по скайпу.
Самостоятельно вы можете:
Открыто говорите о том, что вам нравится, а что не нравится. Нездоровое чувство вины — это невысказанная агрессия, направленная на себя.
Попробуйте написать официальную объяснительную, почему и за что вы виноваты, к каким последствиям это привело.
Не пытайтесь понравиться каждому. Будьте собой.
У вас непростая ситуация. Вам хочется эмоций и любви, а супруг в силу болезни, вам дать этого не может.
клинический психолог
Здравствуйте, Александра!
Сочувствую вашей ситуации. Вы сейчас находитесь в кризисе. Непросто принять, когда у близкого человека появляется неизлечимое и прогрессирующее заболевание, а уж тем более жить вместе с ним.
Вполне понятно, что, вступив в новые отношения, вы испытываете постоянно затапливающее чувство вины. С ним очень тяжело справляться самостоятельно.
Здесь необходима помощь специалиста. И неплохо бы начать с кризисной терапии. Дать место своим чувствам в первую очередь. Если у вас есть проявления депрессии, то здесь тоже вам поможет психолог (а при необходимости и психотерапевт/психиатр для назначения фармакологической помощи).Постепенно, приходя в норму, вы придете к правильному решению и сможете выстроить свою дальнейшую жизнь. У вас еще все впереди! Если вам нужна помощь - буду рада помочь.