спрашивает: Семен (Красноярск)
Здравствуйте, меня зовут Семен, мне 17 лет, учусь на первом курсе университета и в последнее время я чувствую себя очень плохо и я уже не знаю к кому обращаться за помощью…
Избавиться от ненависти к себе, от разочарования и от мыслей о смерти
Я всю свою сознательную жизнь очень много думаю обо всем подряд, постоянно сравниваю себя с другими и понимаю, что я объективно хуже остальных во всем. Я увлекаюсь музыкой, играю на гитаре уже около 5 лет и я за все это время не добился никаких больших успехов. У меня есть знакомые, которые тоже увлекаются музыкой, причем они начали ею увлекаться намного позже меня и у них уже есть огромные успехи – они создали свои группы, у них намного больше оборудования, они лучше меня играют, чаще показывают себя, их любят. Я за все 5 лет не добился по большому счету ничего. Я пытался писать музыку, у меня не получалось, сколько раз бы не пробовал, я не могу достичь хорошей техники игры, у меня тоже не получается, я постоянно успокаивал себя тем, что, если я буду продолжать заниматься любимым делом, то точно добьюсь хоть чего-то. Но этого не случается, я вижу как стремительно прогрессируют мои знакомые, я вижу много ребят в интернете, которые с легкостью играют то, что я не могу выучить на протяжении полутора лет… Мне больше не приносит удовольствие музыка, гитара, да даже любимая еда, фильмы и тд. Я как будто занимаюсь всем этим чисто по привычке на автомате…
Я очень часто разочаровываюсь в себе, я себя правда очень сильно ненавижу. Я не чувствую ничего – ни радости, ни любви, хоть у меня и есть хорошая девушка, которая пытается меня поддерживать, но у нее не получается, от чего я ненавижу себя все больше и больше, потому что вижу, как она старается и как много боли и переживаний я ей приношу. Я чувствую лишь ненависть к себе и разочарование, меня все чаще и чаще преследуют мысли о самоубийстве. Я не хочу думать об этом, я не хочу убивать себя, но я не могу не думать об этом. Думаю, от самоубийства меня защищает какая-то мелкая надежда на то, что мне станет лучше, но этого не происходит, мне с каждым днем все тяжелее жить, дни становятся все серее, сколько бы я ни спал, я не высыпаюсь, у меня нет сил. Я просто не знаю, что мне делать, обратиться к психологу или к психотерапевту я не могу, потому что ни у меня, ни у моей семьи нет на это денег, и вообще, моя семья – это не мои друзья, они меня не поддержат, лишь будут еще больше осуждать…
Я всю свою жизнь думал примерно так: “Вот сделаю вот это и заживу лучше, вот сделаю это и стану счастливым”. Из последнего примера – поступление в вуз, я думал, что моя жизнь кардинально изменится и у меня начнется незабываемая студенческая жизнь, много эмоций, радости, друзей, но по итогу ничего не изменилось, я никак не чувствую эту студенческую жизнь, буквально ничего не изменилось, я лишь в другое учебное здание езжу и все. И еще насчет вот этой моей привычки считать, что, сделая что-либо, я добьюсь счастья… Как только я поступил в вуз, я не стал счастливее, у меня появилась только еще одна “цель”. Теперь я считаю, что смогу стать счастливым только если стану программистом, начну много зарабатывать, стану полностью финансово независимым, но я понимаю, что даже если и добьюсь этого, то вряд-ли стану счастливым, я лишь найду еще одну “цель”, не достигнув которой буду считать себя неудачником.
Я очень прошу помочь мне, я уже правда делал все, что в моих силах, чтобы помочь самому себе, я и смотрел кучу видеороликов на тему любви к себе и так далее, я пытался обсуждать это с дорогим мне человеком, я читал книги по тем же темам, выполнял все задания из них и мне становилось лучше, но лишь на короткое время. Постоянно я возвращаюсь к этой ненависти, разочарованию и мыслям о смерти… Пожалуйста, помогите мне.

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуй Семен!
У тебя классическая низкая самооценка и это и работает в обе стороны низкая самооценка приводит к низким результатам и наоборот результаты приводят к низкой самооценке. Самое интересное это как закрытая книга ты просто не чиитаешь себя и не знаешь ничего про себя. Если тебе дать возможность познать по настоящему себя настоящего и ты захочешь сначала потом сможешь что то из твоих настоящих талантов и потом ответишь на чувства тех кого тебе дала судьба и решишь пару своих проблем - ты поднимешь самооценку и твои успехи станут нормой твоей жизни. Так что начинается все с самопознания и действий которые придется делать вопреки своим желаниям но по смыслу там твоя истинная сила. Давай ты придешь ко мне на бесплатную консультацию по Ватсапу 89857642716 и напиши мне вопросы и мы пообщаемся и может сразу протестируемся. Так что все поправимо и ты не заметишщь как изменишься и у бтебя появиться желание и результаты. Твоя уверенность и есть ключ к новой жизни. Приходи - жду тебя - пиши - звони. Всегда твоя Елена Гурова
Психолог, семейный психолог, сексолог
Семен,
А сама «радость» находится внутри человека, а внешние соответствующие- это только дополнительные факторы.
Как же начать радоваться тому, что есть сегодня? То есть жить в формате Здесь и Сейчас?
Первым шагом в постижении успеха, является осознание. То есть осознание того, что то что то идет не так, как хотелось бы.
Что то не устраивает в карьере, отношениях, доме.
Теперь эти все составляющие нужно разложить «по полочкам».
Возьмите лист бумаги и вашу каждую составляющую распишите в формате плюсы и
минусы. Будет это выглядеть так (выбирайте важную для вас тему. Я опишу пример по теме работа:
+
-
Нравится вставать рано утром
Не нравится ехать в полном автобусе
Нравится коллектив
Не нравится краситься утром
Нравится обеденный перерыв на работе
Не устраивают отношения с директором
Нравится заработная плата
Не устраивает то, что меня не воспринимают, как специалиста
Теперь нужно поподробнее раскрыть все ответы со знаком «минус».
То есть перевести их в «плюс». Найти позитивную часть этого события
Например: Не нравится ехать в автобусе
• пешком мне пришлось бы идти 2 часа, и я б устала и не смогла работать
• Пока я в пути, есть возможность и чем то подумать или помечтать.
• Почитать книгу, посмотреть на утренний город за окном, на погоду, на окружение.
И таким образом каждый пункт.
И попробуйте мысленно себя представить в каждой из них. Увидьте себя в этом образе, услышьте звуки и голоса, окружающие вас, почувствуйте морозный воздух или жаркое солнце, или услышьте заказ или почувствуйте вкус. Когда представление себя происходит по всем репрезентативным системам, вам будет проще себя осознать.
Когда вы сможете таким образом переформатировать свое видение этой, ранее казавшейся, ситуации со знаком минус, вы увидите позитивный образ ситуации.
Не важно какая ситуация, все зависит от вашего отношения и восприятия ее!
После изменения важной составляющей- мышления и образа восприятия, переходим к самому дорогому, что у нас сеть- к самому себе.
Вы и есть радость, самая большая радость для самого себя. Не забывайте об этом!
Распланируйте ваше свободное время таким образом, чтобы минимум 1 час в день, вы посвящали исключительно самой себе: начиная от косметических процедур, хобби, спорта, прогулки, и до ничегонеделания. Последним пунктом увлекаться не стоит. А немного себя побаловать- да.
Позвольте и Разрешите самой себе это время уделить только самой себе, попросите родственников не докучать вам это время. И наслаждайтесь, делайте то как вам хочется, и что хочется.
Разнообразьте свой маленький досуг, вспомните детские или подростковые мечты.
О чем вы мечтали, но вам не разрешили родители, или просто на это не хватало времени. Сейчас оно есть. И оно только ваше! Пользуйтесь им.
Через некоторое время вы не узнаете себя.
Изменив свое мышление и отношение к самому себе, переходим к следующему пункту- окружение.
Посмотрите внимательно вокруг себя: все ли вещи, находящиеся вокруг вас вам приносят радость и радуют?
Переберите гардероб и выбросьте! Да, именно выбросьте, а не увезите на дачу, платье с плохими воспоминаниями, или свитер, который полнит или вообще не идет. Старые или полураздетые чашки или порванные занавески.
Ваш дом - это то место, в котором вам должно быть хорошо и комфортно. Каждая вещь, на которую падает глаз- должна наполнять радостью. Поэтому не жалеем ничего давно не нужного. И помните про закон физики: где то убыло, а где то прибыло. Так что избавившись от старого, у вас появится место и возможности для нового!
Просыпайтесь, говорите самой себе самые приятные слова, которые вы знаете, балуйте ими себя.
Поблагодарите мир и ваше окружение за все, что у вас есть.
Все просто.  Измените свое отношение к себе и своему окружению, и мрачные мраки исчезнут. А на их месте засияют новые, яркие, светящиеся!
Психолог
Здравствуйте, Семён.
Я не провожу консультации для подростков, но мне откликается ваша история.
Поэтому отвечу - быть подростком это трудно. В неекоторой степени всё что вы описываете - это результат того, что ваша жизнь меняется, во всех сферах.
Но я бы порекомендовала Вам обратиться к психиатру. И может быть в какой-нибудь центр или клинику неврозов. (Насчёт гос.диспансера - это самый крайний вариант.)
Психиатр подберёт вам антидепрессанты. И недели как минимум чере две эмоциональное состояние выйдет из минуса в ноль. И станет легче.
А вот дальше чтобы выбраться в плюс - нужно будет работать над собой. И это отдельная история. Самое главное сейчас на мой взгляд - выбраться в ноль, пусть даже с лекарством.
И вот ещё один "секрет" счастья - счастье это побочный продукт от деятельности, когда мы делаем что-то важное, ценнное и значимое для нашего сердца.
Психолог
Семён, Добрый День!
Первое, что важно понять, вы строите своё «я» на сравнении с другими, а это прямой путь к саморазрушению.
Вы чувствуете себя хуже других, но дело не в реальности, а в том, как вы на неё смотрите. Ваше состояние, результат завышенных ожиданий, а не сегодняшней жизни.
Что можно порекомендовать.
Не гонитесь за тем, чтобы сразу стать лучше всех или увидеть в себе «гения». Делайте то, что важно для вас, не оглядываясь на других.
Если навязчивые мысли обесценивают и тянут вниз, поищите бесплатные или социальные психологические службы.
Психолог
Здравствуйте, Семен.
Вам 17, это возраст выхода в пубертат, во взрослую жизнь с ее задачами и ответственностью. Напряжение неизвестности и страх будущего заставляет молодых людей бесконечно тревожиться и сомневаться в себе, горевать по уходящему в целом беззаботному детству (часто неосознанно). Кроме того в этот период продолжается интенсивная гормональная перестройка организма, что сказывается на физическом и эмоциональном состоянии. Его еще называют периодом нормальной ненормальности. Так что ваше состояние имеет объективную природу, это важный и сложный этап развития.
Неудивительно, что у вас возникает ощущение "я не справляюсь", тем более на фоне завышенных требований к себе. Вывод: будьте к себе терпимее и добрее)). От того, что вы себя обесцениваете, вам лучше не становится, значит это нерационально, это не конструктивный подход, это отнимает вашу энергию, снижает ресурс.
В вашем повествовании очень много долженствований, акцентов на "несостоятельность", "я никуда не гожусь", много негативного мышления. Но ваше мышление и эмоции - ваш продукт, продукт вашей психики. Это то, что вы можете изменить, и чем можете овладеть, обрести социальный и человеческий навык владения собой. Допустите для себя, что сейчас вы и не должны и не обязаны (кому вы задолжали?) соответствовать высоким критериям (чьим?) в силу своего собственного темпа и ритма развития. У кого-то этот темп выше, и он успевает больше, а у вас - такой, какой есть. Это не плохо и не хорошо. Это факт, данность. То, что у вас есть амбиции и хочется двигаться вперед и стать лучше - здорово. Но на этом пути неплохо бы научиться поддерживать себя, а не гнобить. Стать себе лучшим и вернейшим другом, помогать себе, а не мешать. Как говорится, сам о себе не позаботишься - никто не  позаботится. Ваша главная задача на этом этапе: адаптация к новым условиям, а не соответствие неким критериям.
Научиться жить в обыденности, справляться, радоваться малейшим успехам и самой жизни. Для этого стоит сместить фокус с внешнего (не ждать чуда и признания извне) на внутреннее - развивать рефлексию, наблюдение за собой как бы со стороны - свое наблюдающее Я. Помогать себе и другим, делать маленькие шаги в нужном направлении, возможно, отказавшись от "немедленного успеха".
Касаемо написания музыки и игры на гитаре: этот свет велик, и в нем всегда найдется кто-то, кто это сделает лучше. Это на означает, что вам нужно бросить заниматься любимым делом. Знаете ли вы принцип 2%? О том, что из всех людей примерно двум процентам точно понравится то, что вы делаете, ваша музыка и игра. В г. Красноярск 1,2 млн жителей, 2% это примерно 24000 человек. Это ваш  минимальный потенциал)). Много это или мало? Все относительно, и здесь важно получать удовольствие от того, что вы делаете. Если вам самому нравится музыка, если вы получаете удовольствие, обязательно найдутся люди, кому это тоже нравится. Здесь имеет смысл стать более заметным, чтобы о  вас узнали, вступить в сообщества по интересам, создать свой канал в соцсетях и т.п. - то есть занять активную и рациональную позицию.
Самобичевание и подавленность могут быть признаками депрессии и тревожных расстройств, поэтому имеет смысл проверить свой физиологический статус - вы можете обратиться к психиатру в районный/городской диспансер  или на прием к неврологу с жалобой на тревожность и подавленность по ОМС (бесплатно). Нужно сдать клинический анализ крови и биохимию, возможно - кровь на некоторые гормоны. Возможно, вам необходима медикаментозная коррекция и поддержка, не нужно этого бояться. Как-то так)).
Психолог
Здравствуйте, Семён!
Счастливым становятся не по причине чего то! И не в следствие достижений, а просто так! Просто сделав выбор, что я счастлив без всяких условий. Как говорил А. Эйнштейн : " Я рожден, и этого достаточно, чтобы быть счастливым"!
Более того, даже если вы заработаете все деньги мира и получите все, что хотите, счастливы вы не будете!
Счастье внутри! Это безусловное состояние, которому можно обучиться. И это доступно абсолютно всем!
Нет никого лучше или хуже вас! Просто мы все разные! И каждый ценен и хорош по своему!
Снимите претензии к себе, уберите требования,  и просто наслаждайтесь тем, что вам доступно уже сейчас! А это немало!
Напишите сочинение на тему:"Что я люблю". И вы поймёте, как много хорошего вам окружает!
Удачи вам!
Психолог
Здравствуйте, Семен!
Для того, чтобы быть счастливым - не нужно читать книги про счастье и выполнять задания, чтобы повысить самооценку и любовь к себе. Ведь по большому счету - выполнение задания - это труд, выполняя которое Вы трудитесь и Вам становится хорошо от своего труда.
Вы когда пишите музыку и у Вас не получается написать хорошо или Вы не вообще не можете писать музыку? Это разные вещи. Если Вы не можете написать хорошо, кто Вам сказал, что это не хорошо? А если Вы не можете писать музыку, зачем Вы ее пишите?
Счастье свое нельзя сравнивать с чужим. Счастье оно в моменте. Счастье, которое у Вас есть уже сейчас Вы пытаетесть обойти стороной и пытаетесь "надеть на себя чужое счастье". Ваше счастье в том, что Вы есть такой, какой Вы есть, у Вас есть любимая девушка, родители, институт, гетара. Не в этом ли счастье? Нужно только на это все посмотреть с любовью.
С уважением,
психолог Вера М.
Психолог
Здравствуйте, Семëн!
Вы переживаете кризис, котрый сопровождается тревогой и разочарованием и завершится переосмыслением ценностей, приобретением новых навыков, а на сегодняшний день изнуряет и лишает веры в себя и свои силы. В этот нелëгкий период Вам особенно необходима поддержка и возможность выговориться, научится наблюдать за собственной психической структурой.
С позволения Ваших родителей, я могла бы провести с Вами ознакомительную бесплатную консультацию.