спрашивает: Ирина (Уфа)
Замужем 25 лет, общие отпуска, спорт, муж заботливый, трудолюбивый, не жадный.
Скандалы. Все 25 лет. Начинает орать, психовать, не даёт вставить слово, не может обсудить проблему. Может обсудить и согласиться уже на руинах. Истерики, слезы, обзывательства.
Постоянно на связи, общаемся, досуг. Но уже нет никаких сил. Последние 4 месяца полный треш. Я хочу развестись, потому что понимаю, что так быть не должно, сложно восстанавливаюсь после этого. А потом одно неловкое слово может привести к скандалу. В конфликте не может слушать вообще, не даёт вставить слово, собирает все, сто может вспомнить. Разговаривали, договаривались, но это не работает. Все конфликты идут по старой схеме.
Мне нужна помощь выйти из этих отношений, так как я осознаю, что изменений не будет.

Ответы и советы психологов
Психолог
Здравствуйте, Ирина!
Двадцать пять лет - это много. И их не получится просто так вычеркнуть из своей жизни. Либо они будут незримо присутствовать за спиной, либо за спиной будет чёрная дыра. И то, и то плохо.
Далее. Новые отношения, скорее всего, не получится построить так, как в юности - на базе безграничной любви и безграничного доверия, обоснованного непонятно чем. "Скорее всего" - это вводные слова, можете удалить их из предыдущей фразы.
То есть тень предыдущих 25-летних отношений будет присутствовать при формирвоании новых. Возможно, Вы с этим справитесь. Справится ли с этим новый мужчина? Требования к нему будут очень и очень высокими.
Выглядит так, будто я отговариваю Вас от развода. Но нет. Вам нужно мысленно разводиться. Думать обо всём, что связано с этим - как вы будете делить имущество, детей, как будете общаться при встречах. То есть потихоньку эмоционально это проживать. Когда Вы начнёте это делать, дайте понять мужу, чем Вы заняты. Без истерик и ультиматумов, просто как-нибудь обозначьте - тогда, когда почувствуете, что не можете больше молчать.
Если отношения с Вами ценны для мужа, он, осознав происходящее, может попробовать сделать шаги Вам навстречу. Попробуйте и Вы. Вам обоим нужно понять, что - всё, завтра уже не будет. Вопрос нужно решать, или же отказываться от решения (и это - развод). И действовать с этим дамокловым мечом над головой. Тогда Вы оба сможете быть более осторожны и менее эмоциональны в реакциях.
Возможно, всё это позволит сохранить Ваш брак. Можно многое сказать по поводу причин, по которым вы с мужем так разошлись за эти годы, но ведь в Вашем письме нет этого запроса... Однако, на мой взгляд, пересборка брака будет для вас обоих более хорошим вариантом, чем развод. Но это должна быть полная пересборка, не косметическая. И сделанная с полной искренностью обоими сторонами.
Если нужно что-то ещё - обращайтесь.
Удачи Вам!
Психолог, семейный психолог, сексолог
Ирина, если вы приняли для себя решение о разводе , вам стоит начать готовиться к выходу из отношений не только в фигансовом плане, но и психологическом
Давайте разбираться, что может держать в отношениях, которые ранее приносили радость?
Диапазон может быть различным. Это и страхи чего-то лишиться и потерять. Кажется, что потеря партнера станет невосполнимой утратой.Страх остаться одной или «невостребованной». Страх потери материального благополучия. Или статуса замужнего человека. А может, и банальной привычки, что рядом кто-то есть. Или просто страшно посмотреть в будущее без поддержки?
Страхов много, и у каждого человека, который столкнулся с ситуацией выбора - стоит или нет? - он свой.
Подумайте про себя, а какой у вас страх?
Но, несмотря на внутреннее волнение и беспокойство, вы принимаете для себя решение, что больше нет сил и желания жить в болоте под названием «иллюзии счастливых отношений». И при мысли, что все завершается или идет к этому, начинают литься слезы, порой даже неконтролируемо.
И с завидным постоянством в голову закрадывается мысль, что дальше это терпеть невозможно, в кого я превратилась? Я во всех земных бедах виню себя, мне жалко и я ненавижу себя… Но я не могу решиться….
Так с чего стоит начать, чтобы все-таки принять решение?
Решиться на шаг к новой жизни?
Первое, что нужно сделать- это осознать.
Мысленно прокрутить ваши отношения, начиная с момента, когда «начался разлад».
• Посмотрите сначала своими глазами.
• Потом мысленно перенеситесь на сторону супруга и посмотрите на ситуацию «его глазами».
• Далее на ваши отношения с супругом взгляните глазами ваших детей.
В итоге у вас сложится цельная картина, как каждый участник семейной ситуации видит, чувствует и поступает.
Теперь вы понимаете, что за долгое время сделали и предприняли все возможные варианты улучшения отношений, но все оказалось тщетно… Будущего и счастья вы с этим человеком не видите. И есть только один вариант остаться на плаву и не завязнуть в этом болоте - это расстаться.
Осознание наступило, но у вас нет сил на этот шаг. И где найти эти силы?
Ведь оставшиеся крохи уходят на борьбу с ним и с самой собой.
Не отчаивайтесь - самый главный первый шаг вы уже сделали: это осознали, что дальше так продолжаться не может.
Но будьте готовы к борьбе, сопротивлению - с самой собой и со стороны домочадцев.
Вас будут накрывать чувства  разной эмоциональной окраски, они будут сопровождать на всех этапах исцеления и освобождения.
На следующем этапе нужно будет договариваться со своими страхами и сомнениями.
Запаситесь бумагой, красками и карандашами.
Нарисуйте солнышко, внутри круга напишите вопрос, а лучиками будут ваши ответы. Ответьте честно себе на вопросы:
• Почему я хочу это бросить?
• Какие я при этом испытываю ощущения, чего я лишусь?
В этом пункте нужно найти замену вашей «выгоды». Например: «Я лишусь помощника по хозяйству» - замена «я могу попросить помочь соседа или пригласить помощника из службы».
• Что в нем плохого?
• Мое отношение к себе?
• Что мне мешает его бросить, чего я боюсь?
• Что мне поможет его бросить?
Каждый пункт расписывайте вдумчиво, анализируя и не торопясь.
Потратьте на это достаточно времени, ведь от правильности расписанных шагов зависит скорость вашего вливания в свою новую жизнь без него.
Теперь переходим к работе со страхами
Я перелагаю вам технику «Как договориться со страхом».
В спокойной и не отвлекающей обстановке начните глубоко дышать. Теперь начинайте думать о страхе, о ситуациях, связанных с ним. И ваше тело откликнется. В какой-то момент этот страх проявится в теле. Это может быть и какой-то образ, и ощущение.
А теперь концентрируйте ваше внимание на нем и начинайте его исследовать.
• Если бы он имел цвет, какой бы он был?
• Какой он формы?
• Он легкий или тяжелый?
• Из какого материала он сделан?
А теперь перенесите все ощущения и образы на бумагу. Нарисуйте его образ.
И сравните эти два образа.
Образ, нарисованный красками, начинайте перерисовывать, изменяя форму и добавляя краски. Перерисовывайте до тех пор, пока он не станет вам нравиться.
Теперь вернёмся к образу внутри вас. Мысленно выньте его и положите на пол или оставьте у себя в руках. Задайте вопрос: что полезного он вам несет и хочет рассказать. Внимательно слушайте себя и ответ. Каждый ответ внутри нас!
Поблагодарите его за информацию и договоритесь с ним о новом поведении. Обращайте внимание, как будет меняться цвет и форма. Когда вы с ним договоритесь, вложите этот приятный образ обратно в себя. Почувствуйте новое отношение к старой ситуации.
И так постепенно договаривайтесь и анализируйте каждый свой страх, мешающий двинуться вперед.
Следующим этапом нужно найти в себе силы и ресурсы для восстановления и действия
Поймите, то, что вы делали раньше и что не только не приносило результата, а скорее было «анти результатом» - это в прошлом. Прошлый опыт закрываем в темном шкафу и выбрасываем от него ключ.
Отодвигайте внутренние препятствия: «что скажут люди» и «у меня на это нет денег».
Давайте по порядку.
Цель- восстановить силы, ресурсы, позитив!
• Вспомните, о чем вы давно мечтали, но так и не смогли воплотить в жизни?
• Что раньше останавливало?
• Лень, отсутствие времени или денег?
Сегодня у вас есть на это вышеуказанные ресурсы. И вы как мудрый экономист знаете, как распределить бюджет, чтобы ваш бюджет осилил ваши задачи. И поверьте, при желании все находится - и время, и деньги, и ресурсы!
Мечтали купить и прочитать книгу - делайте это! Себя и свои потребности и желания перемещаем на первый план. Ведь выздоровление - это начать жить для себя, баловать и радовать себя. Ведь вы - самое ценное, что у вас есть! Это - вы сами.
Если вы будете радостны и счастливы - не заметите, как все и все вокруг станут радостными и счастливыми!
Далее переходим к работе над собой, своим лицом и телом
Внимательно изучите себя и решите, над какими моментами стоит немного поработать. Например, маски для лица (и это не только для женщин, но и для мужчин). Дома вы найдете невероятно огромное количество продуктов, из которых можно сделать действенные и эффективные процедуры для лица и тела. Природа все давно придумала. Вам осталось только воспользоваться этим.
Запишитесь в зал и бассейн. Нет возможности купить абонемент - занимайтесь дома! Приседания, планка и растяжка. Подбирайте для себя комплекс упражнений для своего физического уровня подготовки. И не забывайте про ежедневные прогулки. Это обязательно! Гуляете- концентрируйтесь на дыхании (проблемы подождут:)) Здесь и сейчас только вы и природа, и вам нужно восстанавливать себя и свои силы. Вдыхаем - позитив, выдыхаем- негатив!
Следующее упражнение нужно выполнять утром, сразу после пробуждения. Оно вам даст заряд бодрости и положительных эмоций.
Вспомните, когда вы чувствовали себя комфортно, умиротворенно, счастливо или были любимы, каждой клеточкой тела ощущая это состояние. Вспомнили это состояние? А теперь увеличьте его в 10 раз. Увеличили? И мысленно входите в него! Пусть оно впитается в вас, как губка.
Каждое утро поднимайте свой жизненный тонус этой практикой.
И вы не заметите, как уже с утра начнете испытывать позитив и прилив сил!
Таким образом, постоянные и ежедневные практики со своим телом, мыслями и поведением - это путь достаточно быстрого становления здоровой и исцелившейся личности.
Если вы хотите завершить отношения с любимым человеком, то эту нерастраченную любовь нужно обязательно перевести на ребенка, на другого человека или даже неживой объект. Выбирайте сами. Самое главное - не утратить этот навык. Ваши эмоции не будут уходить в пустоту, а будут всегда находиться рядом с вами и дополнительно наполнять вас ответным чувством.
И теперь подведем итог:
Осознание, замена чувств и эмоций.
Есть силы и ресурсы.
Есть детальный план, как быть дальше.
Все, что осталось- это начать воплощать его в жизнь!
Действуйте!
Помните, что самое ценное, что у вас есть - это Вы сами.
И вы достойны жить в счастье, любви и комфорте!
Психолог
Ирина, здравствуйте! Если нет сил, то, да завершайте отношения. Если есть силы и вы готовы корректировать сценарий поведения, то можно исправить. Данный поведенческий сценарий - это негативная психологическая игра. Сломать эту игру можно, если кто-то из игроков научится выходить. Т.е., если вы сами перстроите своё поведение и реакции, то муж без поддержки игры тоже перестанет делать это. Я сама исправляла такое поведение и это эффективно.
Вам даже не нужно приходить на парную терапию. Но, самое сложное - это подобрать желаемое поведение и столь же энергоёмкий заменитель.
Психолог
Здравствуйте, Ирина!
Советую разобраться в проблеме конфликтов. Ведь скандал на ровном месте не бывает. Приглашаю на консультацию. Помогу разобраться в причине конфликтов.
С уважением,
Психолог
Ирина, обратитесь к юристу по семейным делам и Вам помогут.
Психолог, семейный психолог
Доброго дня, Ирина!
На данный момент по тексту вижу вашу потребность в сочувствии и поддержке.
Чтобы прийти к решению и к изменениям, важно ответить себе на вопросы:
Почему вы решили завершить отношения именно сейчас? Что вам мешает сделать это? Какую помощь в хотите получить от психолога?
Приходите с ответами на эти вопроы на консультацию, разберемся с этим вместе.
Психолог
Ирина, Добрый День!
Тем не менее, вы пишите, что муж заботливый, трудолюбивый, не жадный.
Что вы постоянно с ним на связи, общий досуг.
Но в вашей семье нет гармонии, постоянные конфронтации. Вы описываете поведение мужа, но забываете сказать о себе, а как вы, себя ведёте в конфликтах, ваши слова, ваша интонация голоса.
Всё очень важно во взаимодействии  друг другом. Иногда требуется взгляд со стороны. Не торопитесь принимать финальное решение о разводе.
Приглашаю на консультацию
Психолог
Здравствуйте, Ирина!
25 лет Вы испытывали подавление со стороны мужа в конфликтных ситуациях. Ваше решение расстаться с тираном - окончательно? Или раздумываете выйти на диалог, научиться выяснять и спорить конструктивно?
Самоценность - читается запросом в Вашем обращениии. Пишите в лс, окажу психологическую поддерку в любой ситуации!
Психолог
Здравствуйте, Ирина!
По вашим словам, именно семейная жизнь вас устраивает, но камнем преткновения являются именно скандалы. Если у вас и вашего мужа осталость ещё желание и силы, чтобы сохранить брак, то вам имеет смысл обратиться к семейному психологу. Т.к. я понимаю, что до этого вы пытались решить проблемы без привлечения человека со стороны.
Если же вы твёрдо решили выйти из этих отношений, то обратитесь к специалистам, которые специализируются на теме развода, чтобы оказать вам поддержку в этот период, разобрать страхи и крючки, и также помочь в адаптации к новой жизни.
Психолог
Здравствуйте, Ирина!
Если вы решили, что хотите прекратить отношения, то это действительно вызовет достаточно серьезные внутренние изменении в вашей эмоциональной, нервной, гормональной системах. Т.е. по сути вам предстоит прожить утрату.
В короткое время утрата переживается достаточно болезненно, но, если в будущем вы видите перспективу спокойствия, то пройти такой этап есть смысл.
Для того, чтобы снизить болезненность и яркость проживания вами достаточно трудного периода, хорошо бы иметь и ресурсы, и психологическую поддержку.
Я вам предлагаю двигаться в двух направлениях:
1. Снижение яркости и болезненности переживаний, вызванных завершением отношений. Для этого хорошо подходит техника ДПДГ (EMDR).
2. Укрепление внутренней устойчивости психики и нервной системы, чтобы более спокойно реагировать на происходящие события. Для этого можно использовать, например практики «открытого фокуса».
Все эти техники относятся к доказательной психологии, имеют научные и экспериментальные доказательства, да и лично мои клиенты отмечали вполне ощутимые результаты (в том числе и в вопросах расставаний).
Если мои слова ложатся, приглашаю вас на консультацию. Вместе мы пройдем с вами такой непростой период вашей жизни.
С теплом, поддержкой и уважением!
Психолог
Здравствуйте, Ирина! Вы написали, что Вам нужна помощь,  что бы выйти из отношений. Какую помощь Вы бы хотели получить? Как её видите? Что сейчас останавливат выйти из отнощений?
Психолог
Здравствуйте,  Ирина! Выходить из любых отношений, даже совершенно не здоровых всегда больно и это нормально.  Скорее всего будут накатывать приятные воспоминания, где-то сомнения и это тоже нормально. Во-первых стоит понять, как увеличить вашу автономность от этого человека. Чем Вы еще от него зависите помимо эмоционального компонента. Во-вторых написать себе памятку, почему вы решили расстаться. Для этого можно составить квадрат декарта: что хорошего случится, если мы расстанемся, что плохого случится,  если мы расстанемся,  что хорошего случится,  если отношения сохраняться, что плохого случится,  если отношения сохранятся. Ну и в-третьих, понимать, что будет сложно, не ждать легкости от процесса. Попытаться просчитать, на какие именно болевые точки будет давить супруг. Чаще всего самые негативные свои качества человек проявляет при разводе. Отвержение очень тяжелое чувство и не все с ним справляются легко.
Психолог
Здравствуйте,Ирина.
Сложно с мужем ранимым и раздражительным.Конфликтым.К сожалению,его сильно унижала мать.Поэтому,бессознательно,Вы для него копия мамы,которой он ,наконец-то,дает сдачу за не приятное детство.К сожалению,так будет всегда,так как,детская ненависть к матери сильная.Эффективна,в этом случае,личная разговорная терапия.Она поможет Вам его слова принимать за воздух,не быть обиженной и оскорбленной на его слова.А самой придется,вырасти и стать более ценной,чем сегодня.Тогда Вы найдете решимость сначала разговаривать с ним не словами,а решительными поступками(не кормить.не стирать,не спать,не уважать).А,если ничего не подействует(на это все потребуется с пол года),то у Вас останется два варианта-оставаться жертвой на все времена или,строить свою судьбу заново.Но,уже,с новой ценностью.Так как,есть опасность наступить на те же грабли.